1. Джоел обрел мир :) Да и старенкий уже. Это в начале пути он был угрюмый мрачный тип, который от жизни не ждет ничего хорошего и потому ненавидит по умолчанию всех. К концу первой игры он вернул человеческие качества, потому-что обрел обратно то, что потерял - дочь. И не согласился потерять её ещё один раз. Так-что да, чувак помог девице в сложной ситуации. И да, он начал подозревать и задавать вопросы. Но ситуация уже выхода не давала.

2. Нас вынуждают играть за Эбби, чтоб показать, что и она и её друзья это хорошие, добрые люди, которым не чужда мораль и желание помогать другим людям. И они помогают. Каждый со своими тараканами, но каждый из них не тупо "враг достойный только ненависти и смерти", а человек со своими эмоциями, мыслями, планами на будущее. У них было одно совместное решение - возмездие. Они его совершили. Но запустили очередной цикл мести. И Элли их поубивала.

3. У Эбби и компании была причина для мести? Ведь если причина адекватна (а она адекватна), то это не месть, а возмездие. До человека рано или поздно доходит, что хватит. Этот флэшбек показывает, что она наконец-то приняла расплату. Все достаточно настрадались и теперь в голове и образах не только смерть, но и вернулось хорошее. Если Вы как игрок считаете, что Эбби недостаточно расплатилась за свои действия (учитывая, что она в целом хороший человек), то даже и не знаю как бы её ещё сильнее наказать. И нет, не валит... Освобожденные рабы сказали, что она зараженная. У рабовладельцев практика была такая, что всех, кто пытался сбежать дают укусить зомбаку и оставляют на привязи во дворе в назидание. Или на столбы вешают, чтоб дольше страдали. Так-что Эбби либо откинется, либо у нее иммунитет. Но шансы спасти Лева у нее есть.

4. Да, это раздражает. Именно это и отталкивает игроков. Игрокам уже не хочется добивать, Игрокам не хочется длить месть. Но... Эта игра не про решения игроков. Эта игра про решения принятые персонажами. Игрок лишь наблюдатель.
В первой части Вам дали возможность выбрать? Одна жизнь в обмен на тысячи.
Это развитие персонажей. Их личностный рост. Их решения и их принятие последствий этих решений.