Подробнее
«Крепкому орешку» — 30 лет. Восемь интересных фактов о фильме ♦ 23 позиция в рейтинге 12 июля, 9:05 И вот еще одному народному фильму, без которого как мне кажется практически невозможно представить себе кинематограф, исполнилось 30 лет. Речь идет о «Крепком орешке». Том самом «Крепком орешке», который неожиданно сделал Брюса Уиллиса экшн-звездой, представил всему миру Алана Рикмана и ввел в оборот культовое «Yippee ki-yay, motherfucker!». По случаю юбилея фильма я решил рассказать про восемь интересных фактов из истории его создания. * JOHN McTïRNAN - enter WUJS ТЖНЛИГ 0 EIXUNO «iXFRANK J. URIOSTE, ici JEB STUART .. STEVEN E « SOU» OER GOOUNOV JACKSON 0КЮ CHARLES GOROON JCISIVER —XJQ «Крепкий орешек» не задумывался как сиквел «Коммандос» На просторах сети очень часто можно встретить упоминание о том, что изначально «Крепкий орешек» разрабатывался как сиквел «Коммандос» — и лишь после того, как Шварц отказался от роли, проект переделали в самостоятельный фильм. Признаться, я сам верил в эту историю и несколько раз упоминал о ней как о бесспорном факте._________________________________________ Somewhere, somehow, someone's going to pay. COmmANDO Но нет, на самом деле это не более чем городская легенда. Один из сценаристов «Крепкого орешка» Стивен де Соуза неоднократно опровергал ее. По его словам, он не знает, как возник этот миф. Я как-то делал обзор нереализованного сценария сиквела «Коммандос», одним из авторов которого был небезызвестный Фрэнк Дарабонт (ссылка! Единственное заметное сходство между ним и «Крепким орешком» — присутствие в сюжете здания с кучей плохих парней, через которое нужно было пройти главному герою. Судя по интервью Де Соузы, более ранний драфт сценария заметно отличался от версии времен Дарабонта. В нем крупная корпорация нанимала полковника Мэтрикса, чтобы он улучшил систему безопасности их штаб-квартиры. Тот укреплял здание и нанимал для охраны 1/пмаип\/ ломпопиу ыэамимугш Конечно же, затем выяснялось что все, что рассказывали герою ложь и на самом деле корпорация занималась незаконной торговлей оружием. Злодеи брали дочку Мэтрикса и переквалифицировавшуюся из стюардессы в юристы Синди в заложники, после чего герою предстояло пройти через спроектированные им же защитные системы и разобраться с собственноручно нанятой командой. По словам де Соуза, из всех вышедших в последующие годы фильмов, с сюжетной точки зрения «План Побега» больше всего напоминает несостоявшийся сиквел «Коммандос».
изменили — с Джо Лиланда на Джона Макклейна. У меня, кстати, всегда было подозрение, что за новое ФИО персонажа стоит в первую
От Арнольда Шварценеггера к Брюсу Уиллису Хоть «Крепкий орешек» ни на одной из своих производственных стадий и не был сиквелом «Коммандос», Арнольд Шварценеггер действительно считался одним из основных претендентов на роль Макклейна. И это, в общем-то, неудивительно — ведь он только что ударно поработал с Мактирнаном над «Хищником». Но Арни не заинтересовался проектом. Как и Сильвестр Сталлоне. И Берт Рейнольле И Хапоисон Фоол И Ричапл Гио И еше целая к\/ча актелов той эпохи варианты. В конце концов, предложение сняться в фильм получил Брюс Уиллис. Конечно, будет большим преувеличением сказать, что Уиллис образца 1987 года не был никому известен. К тому моменту по телевидение шел уже третий сезон весьма популярного сериала «Детективное агентство «Лунный свет», принесший актеру первый и пока единственный в карьере Золотой глобус. Также в активе Уиллиса имелось и несколько фильмов. Его лицо было знакомо зрителю. Другое дело, что у Уиллиса уже сложилось устойчивое комедийное амплуа, и никто не мог с уверенностью гарантировать, что его также примут и как героя боевиков. "The first deadly sin" Bruce Willis first character 1980 ye... О ^ Но что характерно, по началу продюсеры все равно перестраховывались и не слишком сильно светили лицо Уиллиса на постерах и промоматериалах, продвигая в первую очередь экшн фильма, а не его главного героя. Но после того, как тест-просмотры ленты прошли на ура, студия поняла, что ее план сработал и после премьеры на голливудском небосклоне взойдет новая звезда. Так что было принято решение полностью перекроить рекламную компанию. В результате «Крепкий орешек» продвигался как кино имени Брюса Уиллиса. «Крепкий орешек» — дебют Алана Рикмана в большом кино Ганс Грубер в блистательном исполнении Алана Рикмана регулярно входит в различные списки лучших кинозлодеев всех времен. Умный, коварный, расчетливый, безжалостный — до самого конца фильма кажется, что его план все равно может сработать и одетый с иголочки лжетеррорист выйдет сухим из воды. Я, например, не могу представить кого-то другого вместо Алана Рикмана в этой роли. Рикман, Уиллис и Мактирнан на съемках К немалой радости создателей вскоре выяснилось, что Рикман очень хорошо имитирует американский акцент. Дело в том, что они хотели вставить в середину фильма встречу Макклейна и Грубера. Когда стало понятно, что Рикман вытянет эпизод, скрипт был переделан (в ранних версиях вместо Грубера, Макклейн встречал другого террориста по имени Тео, который тоже пытался выдать себя за сбежавшего заложника).______________________________________________________________________________________________________________ Вот еще интересный факт. Во время съемки сцены смерти Грубера, Рикман должен был упасть на воздушную подушку с высоты шести метров. Все это снималось на фоне зеленого экрана, который на пост-продакшне заменили на вид из окна небоскреба. Чтобы добиться от Рикмана более естественной реакции, Мактирнан сказал актеру, что его руку отпустят на счет три. В реальности же Рикмана сбросили на счет два. Для верности сцену отсняли еще несколько раз, но в итоге для фильма использовали самый первый дубль.
¡ штаб-квартире 20th Century Fox Действие «Кре здание г вполне реально. Это Фокс Плаза — штаб-квартира студии 20th Century Fox. Мактирнану и продюсерам пришлось приложить ' усилий, чтобы выбить у боссов право снимать в здании. Но эти старания себя оправдали. Благодаря тому, что здание нахсуу юй собственности, создатели получили куда большую техническую свободу, чем если бы съемки велись в другом сооружении студий Мактирнан мог использовать все не занятые помещения здания и декорировать I переделывать. Например, эпизод, где Макклейн убивает первого террориста, сни появляющееся в кадре строительное оборудование вполне реально. Большая чг ю своему вкусу. Некоторые даже не пришлось пся на действительно недостроенном этаже и е | наружных эпизодов, вроде неудавшегося ' Фокс Плаза. i студийная котором по сюжету находились: яли взрыв крыши и вертолета. декорация. Применялись ниатюры. С помощью, например, Не обошлось и без травм. В свой первый съемочный день Алан Рикман неудачно прыгнул, повредил колено недель проходил с костылем. Еще более неприятный инцидент приключился с Брюсом Уиллисом. Во время > Макклейн убивает террориста стреляя из под стола, актер не надел защитные беруши и в результате почти п следующие i i эпизода, когда Наиболее сложной и опасной сценой фильма стал эпизод с вертолетами. Его подготовка и согласование заняли несколько месяцев. При этом, у Мактирнана имелось лишь два часа чтобы снять все что нужно без возможности повторов. Поэтому для съемок сцены использовалось сразу девять операторских бригад, чтобы с запасом запечатлеть все возможные ракурсы. Yippee ki-yay motherfucker и стеклянные джунгли Если сравнивать ранние сценарии «Крепкого орешка» с итоговым фильмом, нетрудно заметить, насколько сильно обогатились его диалоги. Что-то, вроде фразы про террориста с ногами меньше чем у сестры героя, является заслугой сценаристов. А за какие-то импровизации, вроде ставшего классикой «Come out to the coast. We'll get together, have a few laughs!», следует поблагодарить Брюса Уиллиса. Но из всех многочисленных броских фраз фильма его визитной карточкой стало коронное «Yippee ki-yay, motherfucker!». Реплика представляет собой нецензурную переделку строчки из шедшего в 1950-е «Шоу Роя Роджерса». Оригинал звучал как «Yippee-ki-yay..ki-yay, yippee ki-yo, he's the toughest critter west of the Alamo». Думаю можно не говорить, как эта фраза заставила поломать голову Юпикей (Юпикаей) Yipikaye » V А х ® * ^ К слову, проблемы с переводом «Крепкого орешка» возникали не только на просторах бывшего великого и могучего. И речь даже не о диалогах, а о оригинальном англоязычном названии фильма — идиоме Die Hard, означающей что-то вроде «упорный», «несгибаемый» «сражающийся до конца». В эпоху одноголосых переводов на кассетах можно было встретить такие варианты заголовка, как Локализаторы других стран также выкручивались, как могли. В Финляндии фильм вышел под названием «Через мой труп». В Польше — «Стеклянная западня». В Венгрии — «Отдай свою жизнь подороже». В Германии — «Умри медленно». В Норвегии — «Боевой небоскреб». В Словакии — «Смертельная ловушка». В Бразилии — «Трудно убить». И наконец, в Испании фильм шел под названием «Хрустальные джунгли».
«Крепкий орешек» создал новый субжанр «Крепкий орешек» вышел в широкой прокат 15 июля 1988 года. При 28-миллионом бюджете кино собрало в мировом прокате 140 миллионов долларов, оправдав все ожидания студии. Ну а Брюс Уиллис с тех пор стал в первую очередь ассоциироваться с боевиками, а не с комедиями. В последующие четверть века на экраны вышло 4 сиквела «Крепкого орешка», в общей сложности собравшие еще 1,3 млрд долларов. Но все же главным наследием творения Мактирнана стали не сборы франщизы, и даже не то. что Уиллис превратился в экшн-звезду. По сути, «Крепкий орешек» создал новый субжанр боевиков, сюжет которых сводится к тому, что главный герой в некой изолированной локации случайно попадает в эпицентр некоего тщательно продуманного злодейского замысла, после чего в одиночку срывает планы плохих парней и всех спасает. По сути, сюжет всех подобных подражаний/оммажей/рип-оффов (думаю, каждый сам может выбрать подходящий термин) можно свести к лаконично формуле «Крепкий орешек на [вставьте место действия]». Вот лишь несколько наиболее известных примеров. • «В осаде» — Крепкий орешек на корабле. • «Пассажир 57» — Крепкий орешек на самолете. • «Скалолаз» — Крепкий орешек в горах. • «Скорость» — Крепкий орешек в автобусе. • «Внезапная смерть» — Крепкий орешек на хоккейной арене. • «В осадет 2» — Крепкий орешек в поезде. • «Самолет президента» — Крепкий орешек на самолете. • «Падение Олимпа» — Крепкий орешек в Белом доме. • «Штурм Белого дома» — Крепкий орешек в Белом доме. • «Небоскреб» — Крепкий орешек в китайском небоскребе. И это лишь фильмы с большими бюджетами и известными актерами, что выходили в широкий прокат. А если добавить к ним многочисленные ленты категории ФгесМо-мс!ео, то их хватит на несколько видеосалонов. Я не могу припомнить какого-то другого жанрового фильма, вызвавшего такое же огромное количество прямых подражаний, как «Крепкий орешек». И даже сейчас, несмотря на полную избитость формулы, подобные ленты все еще выходят и они, порой, умудряются собирать более-менее неплохие деньги в прокате. DWAYNE JOHNSON SKYSCRAPER SUMMER Мне кажется, что причина неувядающей популярности фильма и его сюжета кроется в том, что они задевают потаенные струны в душах многих зрителей. Кто из нас хоть раз не мечтал стать героем? Джон Макклейн это простой и весьма приземленный парень, чей брак трещит по швам. Он не качок вроде Шварценеггера и Сталлоне, у него нет никаких суперспособностей, и он не гениальный изобретатель-сирота-миллиардер. За всю свою жизнь Макклейн даже никогда не ездил в лимузине. Такой образ очень легко примерить на себя среднестатистическому посетителю кинотеатоа. Но когда приходит нужный момент, Макклейн мобилизует все силы, и благодаря упорству, смекалке и такой-то матери спасает всех. По сути, Джон Мактирнан снял идеальную рождественскую сказку 20 века. Да, в ней есть автоматическое оружие, полиция, ФБР и взрывающиеся вертолеты. Но это все равно сказка о том, как обычный человек становится героем. А как известно, хорошие сказки всегда будут пользоваться успехом.
Крепкий Орешек,Фильмы,Брюс Уиллис,Bruce Willis,Актеры и Актрисы,Знаменитости,джон мактирнан,очень длиннопост
Еще на тему
Но вообще да, лично для меня это такой же рождественский фильм, как например Один дома.
Т. е. с тех пор Виллис глухой/полуглухой на то ухо?
Ещё читал, что приходилось думать над постановкой сцен из-за того, что Рикман всё время вздрагивал во время выстрелов.