Подробнее
\»иу ЧКч п \К' Правда - вроде дворняги: ее гонят в конуру и бьют арапником, а любимая сука греется у камина и портит воздух. Уильям Шекспир Ложь, безусловно, является древним искусством. Бороться с искусством научными способами бессмысленно. Однако попытки предпринимаются самые настой чивые. Сама идея, сама философия детектора к о О IV«« • «* 44««. лжи древнее европейской цивилиза- - чи ции. Гилберт Кий т Честертон как-то заметил, что полиграф — европей ский заменитель дыбы и в этом смысле никакая не новинка; ибо новинка — та самая цивилизация, которая предпочитает дыбу чем-либо заменять. Проблема обнаружения лжи. по-видимому, существует столько же, сколько существует и сам человек. Ещё в глубокой древности правители народов и их суды прибегали к различным способам уличить лжеца и, тем самым, установить истину. Исторические хроники и литературные памятники свидетельствуют, что для этих целей были выработаны сложные ритуалы и изощренные ордалии (суды человека обвинение в чародей стве и ■ должен пой ти к реке и броситься в Lr. ’ нее. Если река овладеет им, то x обличавший его может забрать его дом’, а если река этого человека отчистит и он ana ноте я невредим, I то того, кто бросил на него обвине ~ ние в чародей стве, должно убить,' бросавший ся в реку получает дом обличавшего его». Практически во всех цивилизациях были свои собственные уникальные приемы уличения во лжи. Народные сказки донесли до нас один из таких примеров. Подозреваемые в преступлении должны стоять, держа руки за спиной . Им говорят, что в соседней комнате находится священное животное. которое заревет, когда его потянет за хвост виновный . Каждый из них по одному заходил в ту комнату, а затем снова возвращался назад. О«*»-áílfbymil? «tarQfoíoflKt Нм*. P«K*Tü>¡ v<p . Когда процедура заканчивалась, а священное животное все молчало, судья приказывал всем показать руки. Хвост животного перед этим посыпали черным порошком: предполагалось, что только у виновного руки останутся чистыми, ибо только он будет бояться потянуть его за хвост. Уже тысячи лет назад люди подметили одну интересную особенность. При допросе человек, совершивший преступление, испытывает разоблачением, который физиологических реакций . Хороший пример появления ного возбуждения у правду, даже более сильного, лжеца, приводит библей ская история о двух женщинах, каждая из которых считала маленькое дитя своим собственным. Обе женщины предстали перед царем Соломоном, который предложил в качестве решения конфликтной ситуации разорвать дитя пополам и поделить между спорщицами. Одна мать согласилась с этим решением, тогда как другая отреагировала смятением. Заметив усиление возбуждения у последней женщины, царь Соломон понял, что она и есть настоящая мать, и отдал ей дитя. Спартанцы и римляне ориентировались на цвет лица (предполагалось, что от возмущения всякий человек краснеет, а от страха бледнеет). Арабские бедуины требовали, чтобы подозреваемый прикоснулся языком к раскаленному клинку и тот. чей язык оказывался обожженным, считался виновным. В Древнем Китае подозреваемый подвергался испытанием рисом. Он должен был набрать в рот горсть сухого риса и выслушать обвинение. Полагалось, что от страха разоблачения приостанавливается слюноотделение ("пересыхает во рту"), и если рис во рту оставался сухим, вина подозреваемого считалось доказанной . У англосаксов применялась сходная процедура, когда подозреваемому при допросе давали жевать сухой хлеб с сыром (’судебный ломоть’). Затруднения при глотании служили признаком обмана и виновности. А у африканского племени вопрос о наказании решался автоматически. Судебные бобы ’апаку" имели удивительное свой ство: в небольших количествах они были ядовиты, в больших - служили превосходным рвотным средством. Следует отметить, что велика роль Авиценны Ибн Сина в становлении учения о воздей ствии психических состояний . Предание гласит, как Авиценне удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Говоря юноше определенный ряд слов, он зафиксировал по изменению его пульса, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Возможно, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, причем принцип, на котором она строилась, предвосхищает последующий «детектор лжи» и другие сходные приемы поиска эмоционального комплекса по экспериментально вызванным изменениям в вегетативной сфере. Учение Ибн Сины о воздей ствии психических (аффективных) состояний на глубинные органические процессы - то, чего еще не знала античность. Самыми эффективными, разумеется, были методы, рожденные ближневосточным коварством. Один из них и был примитивным полиграфом — истинность высказывания ставили в зависимость от частоты пульса. Метод этот использовался для доказательства супружеской неверности. В племенах Западной Африки подозреваемым давали птичье яй цо. Известно, что его скорлупа очень нежная и раскалывается при малей шем нажатии. Все подозреваемые должны были передавать это яй цо друг другу - и тот, кто виновен в преступлении раздавит его, тем самым, разоблачив себя. Согласно древнеиндий ским Законам Ману различались человеческое и божественное свидетельства. Последнее включало в себя клятвы и ордалии- «если огонь его не обожжёт, и в воде он удержится, и несчастье в скором времени его не настигнет — значит, принося клятву (¿араШа), он был чист». Смысл ордалии там объясняется так: злодеи думают, что под покровом ночи их никто не видит, но они ошибаются — преступления видит бог и их совесть. Помимо клятвы это были: 1) Ордалия весами, которая заключается во взвешивании обвиняемого дважды в небольшой промежуток времени, в течение которого произносятся восхваления Весам как воплощению истины и правосудия. Если он весит меньше при вторичном взвешивании, то считается невиновным; если больше или даже одинаково, то виновным. 2) При ордалии огнём обвиняемый должен преодолеть некоторое расстояние, неся в руке раскалённое до красна железо, при этом его ладони обмотаны семью листьями дерева ашваттха. Если, после прохождения испытания, на его руках нет ожогов, он считается невиновным. 3) Ордалия водой требует, чтобы обвиняемый нырнул под воду и находился там, держась за ноги другого человека в течение времени, необходимого для того, чтобы сбегать и принести стрелу, выпущенную с места, где он стоит в воде. Если испытуемый за это время не покажется над водой . то считается, что он невиновен, если показалась над водой даже только какая-то часть его тела, то виновен. 4) Ордалия ядом заключается в том, что испытуемый выпивает решение о его невиновности того, какое воздей ствие этот яд на человека по некоторого времени. 5) Ордалия со священной водой состоит в питье воды, которая использовалась для омовения изображения божества, объявлен виновным, если одной -двух недель его близких родственников постигнет любой вид бедствия: болезнь, потеря собственности и т.д. Древней Руси, получившее название Русской Правды, разрешало применение ордалий в тяжбах между гражданами, указывая, что истец может-•• требовать, чтобы ответчик оправдался испытанием железа, а ежели иск стоит полугривны--- менее, то испытывать водою. Епископ Серапион по поводу обвинения в колдовстве велел: «Бы же воду послухомъ постависте и глаголисте- аще утопати начнеть, неповинна есть: аще ли поплыветь Волхов есть». В одной из новгородских берестяных грамот некий должник обвинил своего кредитора в мошенничестве с процентами и предложил выяснить правоту путем испытания водой . По Русской правде ордалии применялись, только если речь шла о серьёзных преступлениях, таких как убий ство или кража, и только если у обвиняемого нет свидетелей защиты — тогда уж ему ничего не остаётся, кроме как в свидетели бога. В отличие западного права, у нас испыта- ние можно было назначить и против воли обвиняемого. Но ордалии на Руси не были особенно популярны или разнообразны. Так, у нас не было испытания кипящей водой . В числе доказательств в Древней Руси преобладал судебный поединок, получивший особенное развитие в XI и ХП в.в. Комментируя средневековый свод россий ских законов, иеторик Н. М. Карамзин отмечал, что древние россияне, подобно другим народам, употребляли железо и воду для изобличения преступников — обыкновение безрассудное и жестокое-•• Обвиняемый брал в голую руку железо раскаленное или вынимал ею кольцо из кипятка, после чего судьям надлежало обвязать и запечатать оную. Ежели через три дня не оставалось язвы или знака на е коже, то невиновность была доказана. Ум здравый — не могли истребить сего устава языческих времен-•• Народ думал, что богу легко сделать чудо для спасения невиновного; но хитрость судей пристрастных могла обманывать зрите- лей и спасать виновных. Есть основания полагать, что подобные варварские методы установления истины были распространены не только на Руси, но и в иных государствах средневековой Европы: применение судов божьих, в частности, было зафиксировано не только в древнерусском, но и в древнегерманском праве. Ордалии во внеевропей ских культурах имели хождение также и сохранялись на протяжении веков: в начале нынешнего столетия исследователи отмечали, что ещё сей час встречаются ордалии-•• в Непале и у различных народностей Африки, например в Сенегалии и в других местах. Посредством ордалии можно было установить справедливость утверждений лишь того лица, которое ей подвергалось. Как сообщает «Сага о Сверрире», Эй рик, заявлявший . что он — брат Сверрира, согласился подвергнуться испытанию раскаленным _____________________ 6) При ордалии зёрнами риса человек должен пожевать зерна риса предварительно замоченные определённым образом. Затем он их выплёвывает и если его слюна смешана с кровью повреждены десны, то считается виновным. 7) При ордалии монетой обвиняемый прикоснуться к монете, брошенной в кипящее масло. Если он не невиновным. 8) При ордалии раскалённым лемехом обвиняемый считается невиновным, если, лизнув докрасна раскалённый лемех, он не обожжёт язык. 9) При ордалии жребием символические изображения Дхармы и Адхармы (Правды и Лжи) закатывают в одинаковые ки из глины или предлагают обвиняемому нуть один из горшка. Если он вытягивает Дхарму, то невиновен. Составленное в XI веке при князе Ярославе Мудром первое собрание гражданских уставов 'рдалии ведь проводились э иных доказательств или для железом для доказательства того, что он - сын конунга, однако настаивал на том. что таким способом докажет лишь собственные права, но не права Сверрира. Поскольку, по мнению людей . сверхъестественные силы знали всё о жизни на земле, к ним обращались с вопросом в безвыходных только в случае, когда не установления факта виновности их было явно недостаточно или невиновности. Вообще, интересно отметить, что в разные времена и у совершенно непохожих друг на друга народов часто были практически одинаковые методы проведения «суда божьего» раскалённым железом, кипящей водой и холодной водой . за исключением небольших особенностей . У древних германцев, например, испытание раскалённым железом мало чем отличалось от польского варианта — обвиняемые ходили по нему или брали в руку, а затем забинтовывали обожжённую конечность льняным полотном, покрытым свиным салом, и через три дня проверяли, насколько хорошо зажили ожоги. Точно так же испытывали и в соответствии с сербским Законником короля Душана — разве что ордалией железо клали алтарь, тем самым акцентируя внимание на том. вердикт вынесет господь. * А вот кипящую воду кое-где затей ники заменяли маслом или даже расплавленным свинцом. В Англии ходьбе по железу вообще придали интересный вид: испытуемому завязывали глаза, затем клали на землю девять раскалённых до красна плужных лемехов, и надо было прой ти до конца площадки, не наступив ни на один, иначе вина считалась доказанной . Например, Изольда должна прой ти по горящим углям, чтобы доказать истинность своих слов. Тристан, переодетый попрошай - Каменная маска Эркола Победителя (Егсо1е УтсИоге) У ' в течении длительного > , * времени наводила ужас на ., / местное население, потому >• 1- как, согласно преданию, / >\ считалось, что если человек, / ,д, положивший в каменный рот ) руку скажет неправду, то немедленно ее лишится, потому что каменное божество нё^едленно ее откусит. На самой^Шй^'нё ШШШёШ чт^ практически так оно и было. В подтверждении этой гипотезы свидетельствуют некоторые средневековые документы, в которых описывается, как за маской стоял человек и рубил руки нечестным. ___________________________ Храм, в котором находятся "уста истины’, был основан греческой общиной и воздвигнут в VI веке. Современные учёные отмечают поразительно сильное влияние страха на организм. Умереть от него можно вовсе не в шутку. Однажды над осуждённым преступником даже провели ___________________________________ кой . внезапно подхватывает её и переносит через угли, после чего целует, и королева с чистой совестью заявляет, что никто не касался её губ кроме «этого человека». Согласно Торе подозреваемая в ____________________ подвергается «ЭогаЬ»: она должна выпить «горькую воду», и смысл этого в том, что безвредная вода цревратится в яд. если женщина виновна. Старообрядцы определяли вора в деревне следующим образом: на пень клали ружьё с лёгким спуском, и мужчины по очереди целовали его в дульный срез. Когда это делал вор, раздавался выстрел. Одной из самых мистических достопримечательностей Италии являются знаменитые на весь мир ’Уста истины’, которые расположены в портике римской церкви Святой Марии ин Космедин. В средние века уста считались своего рода детектором лжи. аз<ти& ftmg/i fnt> crfoifnltf txr 3au6mnnrn Ьигф* ГаГкЭДа№г/3" rwI^y,n ‘SJ4íylmí<c<>lpb(¿<ri- «•« ilii nu.4 ,,14 r»* ►«frt «■* aeSff» JS» jfílf« MllriiM. Sí&rOfcrt0fdc rnC'íSwnfni nü$ti(fcw*t> nvu roífffftn bnbatt Сад 0c( <n bnr<$ Jjmiii mtm ЯсмямК Ыт arenw'Ooítcoi me> 1'« >*«•>! *b, «a* trmfoirtn*. f*<n fo «fia«. <um CRrtU*»* ■•*«, 3xi.u* ‘»«•w.fttrt f<o, Vt> lliftMUiaa Pioftt-fo.fr». JÍXlmflat«. e<tn«rt tvr<t3«**«'n c«e**/q(*■•»**♦ Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман. интересный опыт: ему сообщили, что он будет казнён через вскрытие вен. затем завязали глаза, сделали несколько поверхностных надрезов, не повреждая сосуды, и поливали раны тёплой водой , имитируя текущую кровь. Человек начал слабеть, и. что поразительно, у него проявились все признаки смерти от пс^ери крови. При сильном страхе мысли становятся навязчивыми, фокусируясь вокруг чего-то одного, тормозится деятельность других нервных центров. Страх выплёскивает в кровь адреналин, и по всему организму прокатывается сигнал тревоги, усиливается снабжение важных органов, и происходит периферий ных центров. Возможно, именно с этой реакцией связано то, что у человека виновного ожоги на руках и ногах заживают дольше, чем у убеждённого в правоте, организм ко- торого работает в нормальном режиме и под мощным самовнушением «Я невиновен, господь не причинит мне вреда». Не зря ведь говорили, что на победителе и раны исцеляются быстрее. Таким образом, можно сказать, что во многом смысл «суда божьего» — контроль за динамикой отдельных физиологических процессов. достигаемый за счёт чувствительных регистраторов изменений в организме при прохождении испытаний . Используемый сегодня полиграф по тому же принципу. Папа Стефан писал: «Земной власти дано раскрывать посредством добровольного признания или же свидетельских показаний : сокрытое же и должно быть предоставлено тому, кто один только знает человеческое сердце». Пока будут лжецы, будут и детекторы лжи. Не вызывают же у нас удивление строки А. С. Пушкина:
Картинка,Истории,ложь и правда,песочница
Еще на тему