Хороший роман может приятно скрасить досуг: детектив поразит разгадкой очередного преступления, космическая опера откроет новые удивительные миры, фэнтези подарит возможность прикоснуться к волшебству. Увлекательные истории всегда обладали той таинственной силой, что позволяла, не покидая уютного дома, отправляться в удивительные приключения.
Но что, если бы книги взаправду уносили читателя в иные измерения? Готовы ли мы на самом деле тратить часы на изучение магических основ, копаться в огромных архивах, посещать чужие миры, не зная при этом наперёд, удастся ли вернуться назад? Все мы привыкли, что книга не может таить опасности и её в любой момент можно закрыть или убрать на полку. Но только если это не Myst.
Эта загадочная рукопись появилась на Земле в 1774 году — она буквально упала с неба. Ещё через тридцать лет, примерно в 1807 году, некто Странник находит её и переносится на загадочный остров Мист. На нём обнаруживается множество построек: планетарий, библиотека, к пирсу пришвартован настоящий корабль. А вот людей нет. В попытке понять происходящее Странник обращается к книгам в библиотеке острова и обнаруживает там две очень похожие на ту, из-за которой он здесь и оказался, — синюю и красную. Но страницы из них по какой-то причине вырваны…
В 1993 году братья Рэнд и Робин Миллеры растиражировали книгу Myst на CD, и миллионы людей отправились на таинственный остров, который не обманул ожиданий и действительно сумел предложить гостям множество тайн и загадок. Был и восторг от решения сложных и изощрённых головоломок, сравнимый по ощущениям с научным открытием, были и книги, ведущие в иные миры, другие планеты. Была и магия Искусства — секрет древней цивилизации. Был и выбор: в синей и красной книгах, как в тюрьмах, были заточены два брата — Сиррус и Ахенар. Каждый желал освобождения только для себя, каждый обвинял другого во всех преступлениях и смерти отца — Атруса, создателя всех книг на острове.
Успех игры был ошеломительным. Казалось, появился новый вид развлечения, и десятки других компаний пытались повторить успех, но у них ничего не вышло. А вот у братьев Миллер вышло. В 1997 году они выпустили следующий том саги под названием Riven. Так появилась целая серия, рассказывающая трагическую историю семьи Атруса.
Myst — классика компьютерных развлечений, прародитель и один из немногих достойных пазл-квестов. Игра давно и заслуженно приобрела культовый статус.
Автор рецензии: Артём Сальников