\V\ ^
У/У-/ Y Xtft ! I i •<J il L ' ЭДИК* %5/>vü H V \ '. ‘Л V vn ( V/»• ^iiw « hw i] 1 .' кчч^1чЛ Ш^РШш^Мгт. А/ ¡/1 / ^ш^,.‘Жа|ИВк Si ИГЖ^ё*^
Ч ЛХ Лди тПгд V ““ . V^OrV' 1 % •*'4Cr<* ÍY^V,/ -Д iXni^i.. ШШ7 f л1 н|Ш£|
чм Г '4*. VyJ /А ^IC, ?V ml || I LT ЧУ/í11' il\ l/itf1
Китайский автор с удивлением описывает японцев, делая акцент на том, что они часто делают рисунки на своих лицах и других частях скорее всего в целях определенной ритуальной защиты во время охоты или ловли рыбы. В дальнейшем нанесение различных узоров на тело стало носить социальный характер, определяя статус человека.
В Кодзики (712 н.э.), первой японской печатной книге, описываются два типа татуировок. Первый тип, это знак высокого социального статуса, и второй как знак преступника. Позднее, в Анналах Японии (Нихонги/ Нихон сёки), завершенных в 720 н.э., описывается как человеку по имени Азуми Мураджихамако сделали татуировку в наказание за предательство. Это является примером наказательного использования татуировок. В начале периода Кофун, татуировка нормально воспринималась обществом, однако ситуация сильно поменялась уже к середине эпохи. Согласно некоторым исследователям, татуировка была отличительным знаком изгоев общества.
Предшественники современной якудзы использовали татуировку как знак своего статуса. Среди якудза, нанесение татуировки было тестом на силу, ведь нанесение традиционной японской татуировки занимало очень много времени, и было довольно болезненным процессом. Для нанесения татуировки на все тело, требуется только одно – терпение, чтобы вытерпеть столько времени и боли. К тому же якудза стали воспринимать свои татуировки как часть своего костюма в эпоху Эдо, и это было обычным для тех дней. После нанесения татуировки якудза подвергаются церемонии исключения из числа участников нормального общества и автоматического присоединения к замкнутой общественной группе. С этого момента представитель якудзы уже не может жениться на женщине, происходящей из «хорошей» семьи, его не примут на работу в учреждение, если только оно не находится под контролем преступного мира.
С разных сторон можно оценивать и запрет на татуировку, который появился в Японии в XIX веке. Вроде это приостановило развитие японской татуировки как искусства, но с другой стороны позволило сохранить неизменными традиции, которые в противном случае почти наверняка были бы размыты в угоду популистским вкусам и запросам. Кстати сейчас происходит нечто подобное. Интерес к татуажу в Японии растёт и вместе с этим падает его качество. Уже не редкость увидеть Хориши (художник татуировки) с электрической машинкой в руках. Но ведь так удобно! Стольких человек можно обработать. А традиции? Что традиции? Ими сыт не будешь.
Впрочем, думаю, не стоит сгущать краски. Вполне может статься, что мы наблюдаем как раз не упадок, а новый революционный скачёк японской татуировки. В конце концов, многие искусства благополучно перенесли все эволюционные перипетии и неплохо чувствуют себя в современном мире.
Радует, что, не смотря на все перемены, кое-что в японской татуировке остаётся неизменным. А именно основные принципы делающие её такой непохожей на другие традиции татуажа. Например, кельтскую или полинезийскую. Вот эти принципы:
- асимметрия, в отличие от классической татуировки маори с Новой Зеландии и часто бессмысленно разбросанных мотивов в европейской татуировке;
- четкое выявление ведущих мотивов;
- введение мелких мотивов, которые иногда оплетают ведущие мотивы и плотно заполняют поверхность тела;
- повторение мелких мотивов;
- фигурность ведущих мотивов, а второплановые мотивы, как и в племенных сообществах, геометрические;
- обведение большинства мотивов декоративным контуром (старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их);
- заполнение поверхности мотивов интенсивным цветом;
- богатое колористическое разнообразие;
- использование для выразительности татуировки знаний пластической анатомии человека. Мышцы во время напряжения и расслабления как бы придают композиции движение, делая ее очень экспрессивной. Соски и пупок издавна использовались не для выражения иронии или сексуальности, что было характерно европейской татуировке у преступников, а как элементы мотивов – в качестве глаза дракона и т.п.;
- динамичность некоторых композиций и в то же время статичная трактовка других;
- разработка деталей большинства композиций и мотивов перед началом работы, либо копирование их, хотя сегодня допускают и реализацию идеи клиента;
- завершение композиции путем заполнения мест на кромках геометрическим орнаментом, либо надписями.
В процессе выполнения японской татуировки выделяют пять фаз:
- первая фаза ("судзи"), основана на нанесении на кожу эскиза мотива и всей композиции при помощи черной туши или же специального красителя, который прочно удерживается на коже. Для выполнения этой работы достаточно одного сеанса.
- вторая фаза – выделение и закрепление контура инструментом с закрепленным на нем от одной до четырех иголок, которые погружают в очень густую черную тушь.
- третья фаза основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это позволяет достичь нужного наполнения композиции цветом и тона.
- четвертая фаза, называемая "тсуки-хари" (тсуки - пробивать и хари - связка иголок), состоит в неглубоком накалывании небольшим количеством иголок значительных фрагментов поверхности тела без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются в тело.
- пятая фаза заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение этой техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании поверхности композиции. Эта процедура наименее болезненная, поскольку тщательно контролируется, и в то же время наиболее сложная технически.
Образы, используемые японскими мастерами татуажа при всём разнообразии можно разделить всего на четыре группы: мифология, религия, растения и животные. Древние легенды и сказания о подвигах бесстрашных героев послужили неиссякаемым источником вдохновения не только для писателей и художников, но и для людей украшающих кожу сходными мотивами. Надо сказать, что из-за того, что татуировка из всех видов искусства (а говорим мы отнюдь не о сакраментальном «ВАСЯ» или черепе с костями, а именно об искусстве) наиболее близка к человеку в физическом плане. Это породило особое отношение к ней у японцев. Бытовало поверие, что татуировка не отражает внутренний мир человека. Нет. Она его формирует. И та или иная татуировка способна придать человеку особые свойства – мужество, стойкость, силу и т.д. Здесь особняком стоят тату с использованием образов духов и демонов. Считалось, что такая татуировка является своеобразным носителем соответствующего духа или демона. Перечислять всю японскую нечисть здесь вряд ли уместно. Забавно наблюдать как это делают некоторые авторы пишущие об японском татуаже, ни чуть не заботясь о том что например – Нурикабэ, дух на подобии родного славянскому сердцу лешего заставляющий плутать путников, вообще-то был невидим и его мягко говоря затруднительно как бы то ни было изобразить.
Ещё одна особенность японского татуажа – придание особого символизма растениям.