Цитаты из нашумевшего учебника для пятых классов "Истоки"
https://meduza.io/feature/2016/12/12/terpenie-molitva-i-trudПодробнее
ИСТОРИИ Терпение, молитва и труд Цитаты из школьного учебника по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» С Мебига © 10:40,12 декабря 2016 Родители учеников московской школы № 2065 подали в Генпрокуратуру жалобу на «навязывание религиозной идеологии» детям, которое, по их мнению, санкционировал департамент образования столицы. Недовольство родителей вызвал учебник «Истоки», по которому в пятом классе преподается предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Родители жалуются, что во время курса «постоянно говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей»; посещение уроков при этом обязательно для всех учеников. В департаменте образования отвечают, что учебник был выбран «коллективом педагогов по итогам заседаний педагогических советов и изучения мнения родителей». «Медуза» приводит несколько цитат из книги. Что это за учебник Учебник «Истоки. Память и мудрость отечества» для пятых классов входит в линейку пособий программы «Социокультурные истоки». Ее с начала 2000-х создавали член-корреспонденты Российской академии естественных наук Игорь Кузьмин и Александр Камкин (по данным «Новой газеты», РАЕН ранее никакого отношения к разработке учебников не имела). Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, школьников и студентов колледжей. Фото: Инна Герасимова Изучение ОДНКНР в объеме одного часа в неделю было запущено департаментом образования Москвы в качестве эксперимента с 1 сентября 2016 года в 40 школах. Предполагалось, что родители и ученики в рамках ОДНКНР смогут выбирать между пособием «Православная культура» и курсом «Истоки». Сейчас, по данным «Коммерсанта», «Истоки» преподают в образовательных учреждениях 62 регионов страны. Книга, из которой «Медуза» выбрала цитаты, — второе, исправленное издание учебника; его автор — Александр Камкин, заведующий кафедрой истории культуры Вологодского педагогического университета, один из основателей РАЕН. В аннотации говорится, что пособие «знакомит с самыми яркими и самобытными памятниками отечественной материальной и духовной жизни». Так, книга подробно рассказывает о применении сохи (приводится даже схема строения сохи); о методиках строительства деревянных домов на Руси; о смыслах, заложенных иконописцами в своих работах. Часто автор не ссылается на источники представленных сведений, а время действия событий описывает фразами «в незапамятные времена» или «много веков назад». Кроме того, в учебнике немало пунктуационных ошибок. О чем можно узнать из учебника. Цитаты «Лес и пашни окружали наших предков. Чтобы жить среди них нужны были особые орудия труда. Они должны и человека кормить, и с природой дружить. Такими орудиями на века стали топор и соха. С ними наши предки освоили безбрежные просторы Отечества, обустроили великую державу. Орудия эти просты, но в них заключена народная трудовая .мудрость» (жирный шрифт и курсив тут и далее принадлежат автору учебного пособия — прим. «Медузы»). Стр. 18, параграф «Чему соха и топор людей учили», глава «Соха и топор» * ^ «[Типовой крестьянский] дом имел как бы три вертикальных яруса, некоторылг образом напоминавших о трех мирах. Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы. <...> Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном (вспомни об иконах). <...> А потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому, преображенному (вспомни, что дом венчался изображением птицы — знаком Святого Духа).» Стр. 36-37, параграф «Обыденное и сокровенное», глава «Крестьянские хоромы» * * * «Терпение, молитва и труд — все перемогут, все перетрут». Стр. 43, титульный лист к главе «Соловки» * * * «Етавный храм Соловков называется Преображенским. Преображение — это великое чудо описанное в Евангелиях. <...> Русские люди были как бы в пути по своей земле. В течение веков приходилось осваивать дикие земли. <...> Чтобы эти неведомые земли окончательно стали своими, землепроходцы возводили храмы. Видимые издалека, они освящали все вокруг. <...> Соловки, возведенные в диком и суровом краю, как раз и напоминали о таком преображении освоенного мира. Нет, не случайно в имени Соловецкого монастыря есть такое дивное слово — ПРЕОБРАЖЕНИЕ» Стр. 54-56, параграф «Град святой на острове, на краю земли, посреди воды...», глава «Соловки» * * * «I Гочему исчезли чудотворные иконы и старинные книги? Кто все это сделал? Беда пришла в 1920 году. Новая власть посчитала, что Вера и Церковь больше не нужны людям, и монастырь был закрыт. <...> Так на святом для России месте возник Соловецкий лагерь особого назначения. Людей изнуряли здесь непосильным трудом и издевательствами, расстреливали. Монастырские святыни были осквернены, разворованы и уничтожены. Храмы поруганы. <...> В 1992 году его [храм] посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он привез бесценный дар — мощи святых Савватия, Зосимы и Германа, долгие десятилетия томившиеся вдали от Соловков. <...> Будучи на окраине русского пространства, православный монастырь стал общерусским очагом духовной жизни. Поруганный и униженный темными силами, он вновь возрождается. Вновь возвращает надежду на преображение... [Домашнее задание] Как Соловки учили преображать мир? Чему учит прошлое и настоящее Соловецкого ¿монастыря? [Выучить слова] Монастырь, скит, братия, паломники, умирение, преображение». Стр. 57-58, параграф «О чем горько вспоминать и тяжело говорить», глава «Соловки» * * * «В 1164 году князь Андрей Боголюбский собрался в опасный поход. Накануне ему приснился сон. Богородица простирала над ним свой покров. Князь понял, что одержит победу. И когда это случилось, то он задумал построить в память о победе храм». Стр. 67, параграф «Как Андрей задумал церковь строить», глава «Храм покрова на Нерли» * * * «Белая березка. Сколько песен о ней спето, сколько стихов сложено. Любят ее за чистый белый ствол, за нежный и немного грустный силуэт. За первые весенние листочки и нарядные сережки. Но березка не только красива. Она веками служит человеку. Ее древесина прочна. Дрова из нее самые жаркие, а сок целителен». Стр. 72, параграф «Шемогодская береста», глава «Храм покрова на Нерли» * * * «Начнем постепенно и внимательно рассматривать икону. <...> Когда мы смотрим на „Живоначальную Троицу“, нас не покидает ощущение, что икона как бы заполнена золотистым цветом, а от нее самой исходит ласкающий теплый свет». Стр. 77-/8, параграф «Что изображено на иконе», глава «Икона „Троица“» ^....... ........ЙМСМЫСЛ .......... открывает д., нею ЖИЗНЬ. в каждом возрасте познает что-то птсльно нажнпо удивительно важное Пройдет много лет. И когда ' род “Живоначальной Троицей” чувствуешь и вспомнишь свое щенный мир иконы. i (и снова будешь стоять пе-, ты почувствуешь это. По-первое путешествие в свя- * * * Кик ты объяснишь слово "Живоначальная"? Можно ли считать, что благодаря иконе "Живоначальная Троица " люди глубже стали понимать слово "мир"? Единство, нераздельность, неслиянность, неотмчрность, горний мир. Фото: Инна Герасимова * * * «Старинный документ рассказал удивительную историю. В древнем русском городе Вологде в 1654 год)7 вспыхнула страшная эпидемия. „Действия болезни были внезапны и быстры, помирали в домах, помирали на улицах <...>“, — рассказывает о тех днях старая книга». «Горожане стали думать, что болезнь послана Господом за их грехи. II тогда они решили дать обет, то есть обязательство перед Богом: в один день воздвигнуть храм Б о г)т Спасителю, вечно его содержать в благолепии. <...> Они верили, что обет умилостивит Господа. <...> В ночь на 18 октября приступили к делу. <...> Утром работа была завершена. <...> Летописец писал: „И с этого дня мор на Вологде перестал быть“». Стр. 89, параграф «Обет», глава «Икона Троица» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Двузвон или миропомазание? Тест на знание основ православной культуры Евгений Берг Москва
клуб аметистов,разное,Кликабельно
Еще на тему