The Peacful Revolutionist #2 Prophets of freedom
Итак, второй выпуск моего импровизированного длиннопост-издания.
По итогам голосования победил исторический экскурс, и снова-таки, я начну с основ.
Вообще, анархия в формате "общество без власти" существовала фиг знает с каких бородатых времен. Есть мнение что она была раньше яйца, курицы и даже того гения который додумался взять палку и начать сношать ею соплеменников чтоб они носили ему еду.
Поэтому, дабы не путаться и не растекаться мыслью по древу я предлагаю начать с момента формирования анархизма как идеологии.
А началось всё с Бакунина и Сент-Имьенского анархистского интернационала.
Жил себе такой себе дворянин(позднее потерявший этут статус) в России, и угораздило его увлечься левыми идеями, немецкими философами и начать писать свои книги.
Самое значительное из сочинений Бакунина было издано в 1874 году отдельной книженцией, которая называлась «Государственность и анархия» а.к.а. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих. В этой книге Бакунин утверждал, что в современном мире есть два главных, борющихся между собою течения: государственное и социал-революционное. Бакунин утверждал в своей работе, что самая способная к развитию государственности нация — немцы. Он пытался доказать, что борьба с пангерманизмом является главной задачей для всех народностей славянского и романского племени, но успешно бороться с пангерманизмом невозможно путём создания политических противовесов ему в виде какого-нибудь великого всеславянского государства и т. п., так как на этом пути немцы, благодаря их государственным талантам и их природной способности к политической дисциплине, всегда возьмут верх.
Впрочем, будучи социалистом до мозга костей Бакунин не одобрял марксизм, утверждая что "If you took the most ardent revolutionary, vested him in absolute power, within a year he would be worse than the Tsar himself." В переводе - "Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам Царь". Этим выражением он намекал что концепт "диктатуры пролетариата" отнюдь не столь хорошая идея как могло показаться товарищам в 19ом веке.
Он и его последователи оказались наиболее активной веткой Первого интернационала, где они оказались оппозицией авторитарного крыла, что и привело в конце концов к расколу и созданию Сент-Имьенского анархистского интернационала.
(Прошу прощения за некорректную иллюстрацию - фотографий с того съезда практически не сохранилось, и в интернете есть только одна фотография дома в котором они заседали, и она скучная)
Итак, Сент-Имьенский анархистский интернационал, который и стал первым анархическим движем в современном понимании был создан после того как в результате подковерных интриг сторонники авторитаризма исключили из Первого интернационала все того же Бакунина и Гильйома. Также называемый антиавторитарным Интернационалом, или Интернационалом федералистов, он был международной анархистской организацией, образованной 15-17 сентября 1872-го года, после раскола Первого интернационала, произошедшего на Гаагском конгрессе 2-7 сентября 1872-го год.
Вскоре в Интернационале федералистов объединилось большинство федераций (испанская, итальянская, бельгийская, британская, голландская, которая была в Гааге "принимающей стороной"). Во всех этих странах у марксистов оставались немногочисленные секции меньшинства. Французы и швейцарцы разделились. Марксисты продолжали удерживать большинство в Австрии, Португалии и Дании (...) В Германии лассальянцы (также вскоре поддержавшие антиавторитарный Интернационал) оставались более сильным течением, чем марксизм.
Правда бельгийцам, голландцам и англичанам были ближе идеи Маркса, и вскоре после раскола они перешли в его «осколок» Интернационала.
Созданное в Сент-Имье антиавторитарное течение провозгласило революционную <b>анархистскую программу</b>, гласившую:
1. Разрушение политической власти является первым долгом пролетариата.
2. Любая организация политической власти, якобы временной и революционной для этого разрушения, может быть только еще одним обманом и стала бы такой же опасной для пролетариата, как и все существующие сегодня правительства.
3. Отбрасывая любой компромисс, чтобы совершить социальную революцию, пролетарии всех стран должны установить, вне всякой буржуазной политики, солидарность революционного действия.
После этого Сент-Имьенский интернационал просуществовал ещё несколько лет, собрав четыре конгресса: в Женеве (1873), Брюсселе (1874), Берне (1876) и Верьвье (1877), после чего прекратил своё существование, тем самым пережив на год марксистскую часть Первого интернационала, которые распустили своё объединение в июле 1876-го года.
После этого Сент-Имьенский интернационал просуществовал ещё несколько лет, собрав четыре конгресса: в Женеве (1873), Брюсселе (1874), Берне (1876) и Верьвье (1877), после чего прекратил своё существование[9], тем самым пережив на год марксистскую часть Первого интернационала, которые распустили своё объединение в июле 1876-го года
Итак. Подбивая итог. Анархизм имея несомненно социалистические корни очень быстро осознал что пути анархии и социализма расходятся в разных направлениях, и занял отдельную нишу, которую большинство сочло "оторванной от реальности". Для 19го-то века, в котором практически любая революционная идеология буквально кричала о необходимости репрессий и прочих прелестей анархисты уже тогда, оставаясь ощутимо "левой" фракцией декларировали идеи свободы. Позднее именно их "мечтательность и неорганизованность", а так же нехватка людоедских замашек вылезла им боком в грозе 20го века, но об этом уже в каком-нибудь из более поздних выпусков.
P.S. Мне интересно, кто-нибудь тут в теме что означает черная роза с первой картинки? (:
P.P.S Следующий выпуск я все же посвящу разным течениям анархизма, не углубляясь в них особо. Выйдет такой себе небольшой справочник who is who без особых углублений.
Еще на тему
Чёрная роза — малоизвестный анархистский символ. Он происходит от ирландской песни «Маленькая чёрная роза», в которой поётся о борьбе ирландского народа против британцев. С тех пор он является символом сопротивления и бунта.