Сменная оптика в телефоне и добыча боке
Всем доброго времени суток. Не так давно я неожиданно для себя открыл факт того, что телефоны умеют фотографировать и делают это весьма неплохо. Настолько неплохо, что их даже можно использовать для творчества. Маленькие матрицы конечно же накладывают свои ограничения, но результаты получаются весьма годными. К сожалению моя разбалованная взрослыми камерами душа не смогла смириться с совершенно ужасным ограничением — с оптикой.В телефоны издавна ставят только широкоугольную оптику, да еще и с фокусным около 28мм (в пересчете на эквивалент кадра 24х36мм). Мне такие объективы никогда не нравились — ни человека нормально снять (лица искажаются страшно), ни фон красиво отделить.Мало того что эти 28мм считаются теперь "нормальным" объективом, так еще и более "длинные" фокусные теперь называют телеобъективом. Это смешно слышать на самом деле.
Поэтому душа решила полюбопытствовать. И выяснила, что современные матрицы в телефонах в общем и целом сходны по размеру с 8мм кинокадром.Это те самые любительские кинокамеры формата 2х8 или Супер8 (например "Экран", "Кварц" и т.д.). И в мире этих кинокамер существуют совершенно вкуснейшие и интереснейшие объективы (в основном зарубежные). Пришло время действовать!
Для опытов был взят старый аппарат Ergo SmartTab 3G 4.5 с камерой на 5 мегапикселей. Старый, дешевый и ненужный китайский телефон. Разбирается он очень просто, запчасти можно найти за копейки — идеальный кандидат.Самое главное в нем для дела - модуль камеры. Он как бы неразборный и состоит из платы с матрицей и блока с объективом, ИК-фильтром и магнитом для работы автофокуса. Все вполне обычно. Но нет ничего неразборного - есть маленькие молотки.Из модуля камеры был извлечен родной объектив со встроенным ИК-фильтром, было снято защитное стекло камеры на корпусе телефона и таким образом мы получили голую матрицу.
Выглядит это примерно так:
Все осталось полностью работоспособно, только объектив теперь нужно будет присоединить свой. Какой? Какой угодно!
В моем случае испытуемым объективом стал проекционный "Н-2" 18/1.4. По своим характеристикам он обещал быть как минимум любопытным благодаря светосиле f1.4 и более длинному фокусному — целых 18мм (эквивалент 135мм для кадра 24х36 или увеличение в 2,5 раза). Это уже нормальный такой телевик.
Однако у проекционных объективов есть свои особенности:
— отсутствие узла диафрагмы (она им просто не нужна)
— отсутствие узла фокусировки (обычно объектив просто перемещается внутри своего крепления в кинопроекторе)
Но это не преграда. Всегда можно нафокусировать ногами и руками:)
А диафрагма — она для слабаков.
Объектив был установлен фланцем на площадку с отверстием камеры и закреплен пластилином. Да, так делают только профаны, но для предварительных тестов этого хватит. Ведь совершенно непонятно чего ожидать от этой затеи.
Разве что дистация фокусировки получилась небольшой — около полуметра.
Также из-за отсутствия ИК-фильтра поехали цвета, т.к. матрица чувствительна к ИК излучению и это влияет на конечный результат. Поэтому фото были переведены в ч/б - так проще их воспринимать.
После примерки этого проекционника получились вот такие результаты:
Объектив несмотря на простую схему (всего 4 линзы) выдает хорошую резкость.
Хотя, конечно, наблюдается софт-эффект из-за высокой светосилы (это конек проекционников, за что я их и люблю). Но этот софт очень приятный (особенно в цвете). Разве что в резкость попасть сложновато — без функции фокус пикинга на экране визуально плохо ее видно и очень легко промахнуться.
Еще из-за плохо черненых торцов линз, что тоже для проекционников обычное дело, контраст не самый лучший.
Однако сам факт, что этот телефон теперь может снимать по сути как всамделишный фотоаппарат - это не может не радовать.
Да, качество старой маленькой матрицы весьма посредственное и она безбожно шумит даже днем, а софт как умеет портит картинку шумодавом. Но современные модули уже намного лучше и такие объективы будут выдавать намного более интересный и вкусный результат.
Следующий шаг - сделать нормальное крепление для этого объектива и придумать узел фокусировки, чтобы снимать на более дальние дистанции.
Кто знает, возможно концепция телефона со сменной оптикой не так страшна как кажется? Ведь носить с собой чемодан фотобарахла для десятка фото интересно только в первый год, а потом постепенно приходишь к тому, что вмещается в карман, максимум два.
Подробнее
»' -.4 . - IJ • • *, .V • I 1 ivü и
сделай сам,фотография,очумелые ручки,идиотизм,мобильные телефоны,длиннопост,фотоонанизм
- Фотовыставку!
- Думаешь наложение черно-белого фильтра делает тебя профессиональным фотографом?
- А что нет?
Так и выглядят ИК фотографии. Попробуй оставить цвета в следующий раз или скинь оригиналы. IR-фотография сама по себе штука забавная.
Любая дешевая б/у зеркалка с китовым полтосом и снимай себе мыло на f1.8. Ну или гелик купить и навертить кольцом-переходник за копейки с али. Стоит такое добро от семи-восьми тысяч, а если повезет, то от пяти тысяч за идеального состояния камеру, покрывшуюся сантиметровой пылью и три раза использованную для съемок шашлыков за городом в автоматическом режиме.
Если нужно компактно, то есть относительно недорогие б/у беззеркалки, которые можно бросить в рюкзак c парой небольших объективов и не париться. В случае ненадобности, продается это все это добро так же легко и просто с минимальной потерей, зато будет тебе и качество, и бокешечка, и макро, если реверс-кольцом объектив перевернешь, и все что хочешь, а речь о целом чемодане аксессуаров и не идет.
А на счет объективов для телефона, то производителям проще запихать две или больше камеры, что они и делают. Это проще технически, дешевле, сохраняется водозащита. Делали ранее камерофоны, но рыночек порешал и они оказывались мало кому нужны.
Боке? Телефоны в него могут очень условно - то что оно есть на минимальной дистанции фокусировки это здорово. Но ведь никто не снимает просто боке - оно является дополняющим элементом для основного объекта съемки. И сегодняшние потуги в программное боке - это как раз пример костыля в том случае, когда сделать реальное боке для реальных случаев нельзя.
По возможностям современные телефоны давно обогнали мыльницы. Это довольно крупные матрицы, наличие различных режимов съемки включая полностью ручной и съемку в RAW, всевозможные режимы пост-обработки, куча программ для обработки фото и сразу же для его публикации где угодно. Это совсем другой уровень. И единственное в чем телефон уступает мыльницам и беззеркалкам - возможности оптики.
У меня есть много камер, включая полнокадровую цифрозеркалку. Но недавно я пришел к мысли что фотоаппарат как фотоаппарат это ограничение. Он может только делать фото и с ним я постоянно привязан проводом к своей пекарне. Чтобы выложить фото или сбросить его кому-то мне надо принести с собой отдельную сумку с барахлом, сделать снимок в RAW (мы же хотим качества), приехать домой, подключить фотоаппарат к компу и слить с него фотку, в конвертере перевести RAW в TIFF (мы же хотим качества), в ФШ его отредактировать по желанию, потом сохранить в JPEG и только тогда кому-то это фото можно показать. С телефоном я могу все это сделать не отходя от кассы, получая при этом хорошее качество.
И никогда более сантиметра.
>По возможностям современные телефоны давно обогнали мыльницы.
Я бы поспорил. Хорошая мыльница верхнего сегмента, которые сейчас отходят за копейки, RAW снимет с большим цветовым охватом, матрица будет такая же или больше, с более крупными пикселями, будет зум объектив с боке и макро с фокусом на пылинке на стекле объектива, диафрагма и физический затвор. При этом сравнимый флагман стоит десятки тысяч, а мыльниц тебе пару кило отсыпят, если по знакомым и родственникам с корзинкой пройтись.
>Он может только делать фото и с ним я постоянно привязан проводом к своей пекарне.
>куча программ для обработки фото и сразу же для его публикации где угодно
Когда-то люди просто использовали OTG/специальные яблочные доки, но уже года как три-четыре в современных камерах есть Wi-Fi / Bluetooth. Из фотоаппарата на лету достаются все нужные фото, обрабатываются в Лайтруме и отправляются в любимые вконтактики.
>фотоаппарат как фотоаппарат это ограничение
Но фотоаппарат это супер-удобно для фотографии. Я начал увлечение фотографией с смартфона и никогда не вернусь назад с зеркалки. Телефон неудобно держать, если схватишься не так — пальцы в кадре или случайные нажатия. Могу куда устойчивее держать фотоаппарат на весу с его рукоятью, могу подперев его прижав к лицу, когда телефон всегда на весу. Могу повернуть или наклонить экран и снимать от живота, есть резьба под штатив, каким бы он не был — походный монопод, трипод или горилла для съемки на столе/со столба. У телефона нет никакого физического контроля, чтобы мгновенно поправить экспозицию/диафрагму/ISO одним вращением колеса, нет удобного ручного контроля фокуса. Могу снимать серии в десяток RAW фотографий в мгновение ока и выбрать ту, на которой кошка зевает смешнее всего. Могу из RAW вытащить кучу деталей, если немного промазал по экспозиции или забыл убрать коррекцию экспозиции когда снимал в предыдущий раз. Никакой айфон седьмой не позволял такое делать из-за лимитированного цветового охвата и я не думаю что что-то сильно изменилось с тех пор. И если зеркалка большая и неудобная, хотя я всегда таскаю с собой рюкзак и одна камера там много места не занимает, то какая-нибудь БЗК имеет все те же плюсы, но с китовым 40мм умещается в карман куртки.
Телефон можно быстро достать и начать попытаться снять, зеркалка достается дольше, но снимает сразу.
>в конвертере перевести RAW
Фотошоп или Лайтрум отлично справляется с RAW. Зачем нужно что-то еще? Из чистого любопытства.
А зачем нужно более сантиметра?
>Я бы поспорил. Хорошая мыльница верхнего сегмента, которые сейчас отходят за копейки, RAW снимет с большим цветовым охватом, матрица будет такая же или больше, с более крупными пикселями, будет зум объектив с боке и макро с фокусом на пылинке на стекле объектива, диафрагма и физический затвор. При этом сравнимый флагман стоит десятки тысяч, а мыльниц тебе пару кило отсыпят, если по знакомым и родственникам с корзинкой пройтись.
Мыльница верхнего сегмента стоит денег, например. У нее будет стоять лишь 1 встроенный объектив со светосилой не более 2.8(а в основном и меньше). Притом снимать он все будет одинаково посредственно, потому что никогда универсальная оптика не будет лучше специализированной. Матрица - вряд ли больше 1/2.1" (такая же и в телефонах есть). Физический затвор? Зачем он? Диафрагма есть в сменных объективах, которые я планирую использовать (это будет D-mount оптика - полноценные киносъемочные объективы).
>Когда-то люди просто использовали OTG/специальные яблочные доки, но уже года как три-четыре в современных камерах есть Wi-Fi / Bluetooth. Из фотоаппарата на лету достаются все нужные фото, обрабатываются в Лайтруме и отправляются в любимые вконтактики.
Для этого все равно нужен компьютер. Для этого все равно за ним нужно сидеть/стоять/лежать. На лету - это когда я сделал фото жопки шмеля, тут же закинул его в PhotoshopExpress, обработал и сразу из него же отправил подруге в инсту. Именно об этом шла речь.
>Но фотоаппарат это супер-удобно для фотографии.
Никто не спорит с этим. Но везде есть свои плюсы и минусы.
Телефон можно быстро достать и сделать фото на лету, поставить на любой монопод или штатив посредством копеечного держателя.
Ну а кроме того, как я ранее писал, обычно все это увлечение всякими зеркалками надоедает. Я снимал много чем. Начинал еще с пленки, была и Лейка, и Никон, снимал на средний формат, делал тестовые фото на фотобумагу форматкой 18х24, потом долго снимал полнокадровой зеркалкой, а теперь стало понятно, что вся та возня с большой камерой для интернетов не имеет ровно никакого смысла. И для такого хватит телефона с хорошей матрицей и нескольких хороших объективов для него. Ну в чем-то это изврат, но как бы есть Pentax Q и никто его плохими словами не называет)
Айфон не является идеалом камеры. Их даже не стоит упоминать.
>Фотошоп или Лайтрум отлично справляется с RAW. Зачем нужно что-то еще? Из чистого любопытства.
Я пользуюсь Capture One потому что в моем случае ни первое, ни второе не могут дать аналогичного качества изображения. По крайней мере, без лишних танцев.
Т.е мешок объективов будет лучше чем БЗК занимающая такое же место?
>Для этого все равно нужен компьютер. Для этого все равно за ним нужно сидеть/стоять/лежать. На лету - это когда я сделал фото жопки шмеля, тут же закинул его в PhotoshopExpress, обработал и сразу из него же отправил подруге в инсту. Именно об этом шла речь.
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.adobe.lrmobile
>поставить на любой монопод или штатив посредством копеечного держателя.
Мешок объективов, крепление для штатива, что дальше?
> можно быстро достать и сделать фото на лету, поставить на любой монопод или штатив посредством копеечного держателя.
Либо снимаешь автоматически с шумодавом и регулярно мажущей экспозицией, либо идешь в приложение поддерживающее CameraAPI2 и как дурачок стоишь двигаешь ползунки ISO с выдержкой так, чтобы была правильная экспозиция, мало шума и скорость затвора была достаточная. Сколько раз можно достать зеркалку? А если тебе нужен другой объектив на телефоне, для макро или фишай? Какая разница тогда?
>Я пользуюсь Capture One потому что в моем случае ни первое, ни второе не могут дать аналогичного качества изображения.
И в чем разница, если не секрет?
"Мешок объективов" всегда лучше. Только обычно их требуется всего 3 - ширик, штатник и телевик. Это если вдруг захочется поснимать все и сразу. А в основном он нужен вообще один.
>
Т.е. мы достаем складной стульчик, берем в одну руку камеру, в другую руку телефон. Начинаем возню по передаче фото, потом убираем камеру в наш рюкзак, в телефоне обрабатываем и отправляем. Нет, спасибо.
>Мешок объективов, крепление для штатива, что дальше?
Наверно чашка сарказма?
>Либо снимаешь автоматически с шумодавом и регулярно мажущей экспозицией, либо идешь в приложение поддерживающее CameraAPI2 и как дурачок стоишь двигаешь ползунки ISO с выдержкой так, чтобы была правильная экспозиция, мало шума и скорость затвора была достаточная. Сколько раз можно достать зеркалку? А если тебе нужен другой объектив на телефоне, для макро или фишай? Какая разница тогда?
Я снимаю без шумодава с нормальной автоэкспозицией. При желании выставлю интересующую меня чувствительность. Если захочется - поставлю руками выдержку и диафрагму. Без всякого Camera2API. Хотя с ним было бы еще интереснее.
Я уже молчу про то, что в рекламируемых тобой дешевых ЦЗ и БЗК для простейших настроек нужно заучивать комбинации из трех пальцев, а то и вовсе лезть в меню. И все это дрочка кнопками без сенсорного экрана. Очень удобно, не так ли?
Так чем тогда это лучше?
>И в чем разница, если не секрет?
С1 выдает картинку чище и более резкой, есть некоторые полезные плюшки.
А как же сумка аксессуаров, если тебе не нужен полный набор объективов?
>Т.е. мы достаем складной стульчик, берем в одну руку камеру, в другую руку телефон.
Т.е мы кладем камеру обратно в рюкзак, открываем приложение дня синхронизации, выбираем фото, отправляем в Лайтрум, из него в соцсети. Но стульчик это тоже неплохо, надо же чем-то забить освободившееся место при избавлении от чемодана аксессуаров.
>Я уже молчу про то, что в рекламируемых тобой дешевых ЦЗ и БЗК для простейших настроек нужно заучивать комбинации из трех пальцев, а то и вовсе лезть в меню. И все это дрочка кнопками без сенсорного экрана. Очень удобно, не так ли?
Но дрочка это сенсорный экран, а кнопки это дар божий. Одно колесо и две кнопки — все что нужно чтобы управлять управлять камерой в режиме приоритета диафрагмы. И это куда проще, чем елозить несуществующими слайдерами по экрану и без сбивания фокуса из-за случайного тапа. Удобно, да.
Это вопрос не ко мне. Мне полный набор не нужен.
>Т.е мы кладем камеру обратно в рюкзак, открываем приложение дня синхронизации, выбираем фото, отправляем в Лайтрум, из него в соцсети. Но стульчик это тоже неплохо, надо же чем-то забить освободившееся место при избавлении от чемодана аксессуаров.
При избавлении от чемодана придется стульчик носить в руках или в пакете. Неудобно.
>Но дрочка это сенсорный экран, а кнопки это дар божий. Одно колесо и две кнопки — все что нужно чтобы управлять управлять камерой в режиме приоритета диафрагмы. И это куда проще, чем елозить несуществующими слайдерами по экрану и без сбивания фокуса из-за случайного тапа. Удобно, да.
Колесо и две кнопки это уже не самые дешевые варианты. В самых дешевых вариантах за ISO надо идти в меню.
Но мне непонятно зачем это обсуждать? Речь где-то шла о том что телефон на 100% удобнее чем фотоаппарат по части управления? Кажется нет. Речь шла о том, что в разных случаях телефон с хорошей камерой может быть в целом удобнее большой камеры. Не в управлении, а в целом.
Про сбивание фокуса - непонятно как можно сбить фокус на ручном объективе тапом по экрану.
стоила она тогда 10 000 р.
очень очень радовала. хть и была калом. но зеркалок тогда не достатть было с моими финансами
Cфотографировал в рав, если вам нуна качество
Скинул на телефон
Проявил
Накинул фильтры
Поделился.
Не?
Ну а кроме того, снимает так конкретный телефон на фото - бюджетная модель 4-летней давности, еще и без ИК фильтра. По нему оценивать возможности всех телефонов просто глупо. Мой далеко не новый Xiaomi Mi4 снимает на порядок лучше, не являясь при этом выдающимся камерофоном.
Раньше в поездки таскал с собой зеркалку.
Теперь ограничиваюсь телефоном ( у меня самсунг с4 зум) и компактным ультразумом.
шепотом
Интересно, линейка получила ли продолжение. Собираюсь менять, и взял бы что-то похожее, но поновее.
Правда есть один нюанс - в 95% случаев этот зум это просто отдельная трансфокальная насадка для какого-нибудь встроенного объективчика. Среди советских камер это наблюдается в 100% случаев (там вообще все грустно). Но есть проекционный 18-30/1.2 и зарубежные зумы.
Еще есть Carl Zeiss Jena Biotar 12,5\2 - полноценный объектив с диафрагмой и фокусировкой, который буду тоже крепить.
А то мой дохнуть начинает, а разобраться в характеристиках сложно.
Тебе, как профессионалу, поверю.
Софт позволяет быстро получить хорошее фото в стиле point'n'shoot, но при рассматривании деталей становится видно что там шумы замылены, там детали потеряны, там криво что-то обработалось. Хотя сам модуль может давать картинку не особо хуже обычного фотоаппарата (только что "шуметь" он начинает раньше). Многим это не важно, т.к. они не смотрят картинку в 100% увеличении, что вполне разумно.
Я в своих притязаниях в основном опираюсь на железо, потому что снимаю максимально возможно без вмешательства софта. Даже шумодав отключен нахрен - я лучше потом сам шум уберу.
Насколько я знаю, одним из лучших фотомодулей считается 12Мп модуль Sony IMX378 формата 1/2.3", который например стоит в Google Pixel, Xiaomi Mi5s и еще в много каких телефонах. Лично я тесты с такой матрицей не делал, не могу сказать. Но многие его хвалят. Поэтому я бы присмотрел телефон с такой матрицей. А дальше например ставится камера от Гугла и все. Это сегодня универсальный рецепт от всех болезней)
За совет спасибо.
Еще есть всякие чехлы со сменными линзами поверх существующей и им подобные накладные линзы, но там кадр под кроп, так или иначе.
С другой стороны, Pentax Q со сменной оптикой и матрицей от телефона зачем-то существует. А это просто фотоаппарат. Линейка Nikon1 с матрицей формата около 16мм кинокадра тоже есть, уже 5 поколение выпустили. Осталось только грамотно совместить все вместе и еще важнее красиво все подать.
В век водозащитных телефонов из стекла с обеих сторон, у этого очень много преград технически. Мало того что это сделать телефон толще, так для этого потребуется особая рама для телефона, которая будет рассчитана на нагрузку различных объективов, нужен будет байонет, который позволит легко менять объективы. При этом всегда должен будет быть какой-то китовый объектив/заглушка и его всегда нужно будет таскать c собой, если хочешь снять объектив и положить телефон в карман. Он будет так же горбом на спине телефона, но куда меньшим чем зум-объектив. Ну и да, потребители не будут довольны ручной диафрагмой и фокусом, а чтобы это все управлялось электронно, нужен будет увеличенный аккумулятор. Да и вообще нужен будет большой аккумулятор, не забываем что жрать такой девайс будет не в себя, а за фотоаппарат и за телефон одновременно.
В итоге получился мертворожденный уродец, который в живую увидят только получившие экземпляр на обзор, да и все. Фотолюбителей он не устроит, как их не устраивают всяческие китайские БЗК от Xiaomi, а обычным потребителям айфонов и прочих флагманов такой мутант это перебор. И стоить он наверняка будет соответствующе.
А кто диктует моду? Вслед за флагманами защита от воды появляется и у среднего уровня моделей — Motorola Moto X4, Moto G4 Plus, Motorola Moto G5, LG X Venture, HTC U11 Life, HTC Desire Eye, многие телефоны от Sony давно имели, так как они японцы, Samsung Galaxy A5 и A7, Huawei Honor 3 и на самом деле много какие, но мне лень перечислять все, особенно Сони и Мото.
Старые флагманы с водозащитой так же никуда не деваются и переходят как раз в эту категорию смартфонов среднего уровня, с которыми они напрямую конкурируют год спустя.
И да, с подобного телефона, учитывая его ожидаемую огромную цену и спрос должен быть как с флагмана. Влагозащита это важно, телефон, особенно флагман, без неё для многих вовсе не рассматривается к покупке.
К тому же защита от брызг и полная защита от воды (ip68) это две большие разницы. Вторых телефонов весьма мало.
И принципиальных преград для защиты от воды при использовании сменной оптики нет. Защищенные камеры и объективы уже с десяток лет существуют.
Который так же диктует какими будут флагманы.
>И им, что смешно, был влагозащищенный Сименс МЕ45.
YMMV
>К тому же защита от брызг и полная защита от воды (ip68) это две большие разницы.
IP68 есть у всех телефонов из списка выше, за исключением отсутствия спецификации у G4/G5 и IP67 у Huawei Honor 3.
IP68 так же есть почти у всех флагманов прошлого поколения, не считая iPhone 7. Но ходят слухи, что его рейтинг занижен, ибо на тестах телефон выдерживал глубину и время погружения не многим меньше S7, у которого рейтинг выше.
>Защищенные камеры и объективы уже с десяток лет существуют.
Защищенные от брызг. Я не слышал про IP68 камеры и объективы. И да, как бы нам сделать этот телефон еще сложнее и менее реалистичным?
А зачем? Это абсолютно лишняя затея. Всякая дорогая ерунда - это для флагманов. Включая полную водозащиту и 33 встроенных объектива.
А внешний модуль от Сони это и вовсе считай отдельная камера.