Цикл гобеленов "Битва при Павии"
Первая военная победа императора Карла V, битва при Павии (24 февраля 1525 года), чрезвычайно подробно изображена на семи драгоценных гобеленах, представляющих различные эпизоды сражения. Гобелены были изготовлены из шерсти, шелка, серебра и золота и имеют от 8 до 9 метров в ширину и около 4,3 метра в высоту. Этот шедевр является одним из лучших комплектов, произведенных ткачами Брюсселя в XVI веке. Он был соткан между 1528 и 1531 гг. в мастерской Виллема и Яна Дермойенов на основе картонов фламандского живописца Бернарда ван Орлея, которые тот нарисовал между 1525 и 1528 гг. Карлу V гобелены были представлены и преподнесены Генеральными штатами Нидерландов 2 марта 1531 г. в его брюссельском дворце. В конце XIX века гобелены вошли в коллекцию Национального музея Каподимонте Неаполя. Семь масштабных рисунков Бернарда ван Орлея, связанных с серией, ныне хранятся в Лувре.Поскольку гобелены не имеют названий, их сюжеты ученые, как правило, трактуют, исходя из тщательного анализа военных деталей изображения. Несколько надписей вкрапленных в орнаменты костюмов, конную сбрую и оружие, служат для определения персонажей, сражающихся друг с другом. При этом флаги, доспехи и костюмы позволяют, по словам специалистов, идентифицировать все армейские подразделения.
Гобелен № 1. Контратака жандармов во главе с королем Франциском I и окружение их ландскнехтами Георга фон Фрундсберга, которые во время сражения особенно отличились в борьбе со швейцарскими и немецкими наемниками, оплачиваемыми Франциском I
Гобелен № 2. Слева: атака испанских аркебузиров во главе с маркизом ди Пескарой на французскую кавалерию. Справа: атака ландскнехтов под предводительством Георга фон Фрундсберга на французскую артиллерию
Гобелен № 3. Пленение Франциска I. Король бился храбро и умело, пока не был стащен с лошади. Будучи раненым в руку, он едва не стал жертвой ландскнехтов, однако его взяли под защиту не дав убить ценного пленника. Кстати, угроза жизни монарха была абсолютно реальной, наемники не желали брать деньги у кого-то кроме нанимателя, потому после битв они просто истребляли всех живых неприятелей, найденных на поле боя. Печальная подробность добивания: лежащих рыцарей обычно достреливали, прижимая аркебузу к самому плохо бронированному месту, а это был пах снизу (в нормальной ситуации там находится лошадь)
Гобелен № 4. Слева: схватка ландскнехтов Георга фон Фрундсберга с ландскнехтами Франциска I, пытавшимися прорваться на помощь королю и атакованными превосходящими силами и после упорной схватки разгромленными. Справа: бегство группы гражданских лиц (по всей вероятности, сопровождающих швейцарских наемников), смешанных со швейцарцами, из французского лагеря в сторону реки к западу от города
Гобелен № 5. Продвижение вперед императорского обоза и дезертирство швейцарцев (в желтых комбинезонах), атакованных отрядом императорской кавалерии (на переднем плане)
Гобелен № 6. Бегство французской армии и разрушение понтонного моста. Арьергард французского войска под началом герцога Алансонского не решился вступить в бой. Увидев поражение главных сил французов, герцог приказал своим войскам отступить за реку Тичино и после переправы уничтожить понтонный мост. Это лишило швейцарцев путей к отступлению
Гобелен № 7. Вылазка гарнизона Павии. В это время швейцарцы начали медленно отходить, а затем обратились в бегство. Ландскнехты из гарнизона Антонио де Лейвы добили второй отряд швейцарцев, остатки бежали через болота на юг и были сброшены в реку Тичино
Битва при Павии длилась несколько часов и закончилась пленением короля Франции, гибелью значительной части французского дворянства и сокрушительным разгромом французов, потерявших более 10 тыс. человек. Урон имперцев составил немногим более 1 тыс. человек.
Для европейского военного дела Павия стала важнейшим поворотным событием. Тяжелые латники окончательно были выбиты с поля боя западной Европы как основная ударная сила, рыцари в классическом понимании этого слова закончили свой боевой путь. Теперь бал правили плотные коробки мушкетеров и артиллерия. Ландскнехты одержали решительную победу над своими учителями - знаменитой швейцарской пехотой, и с этого времени стали считаться лучшими наемниками в Европе.
Честно позаимствовал ради распространения годного материала:
Подробнее
А , Kr Ша • «¿1 Й2
IÂfâBSâ66i2^-^aÂflBflÂSî2Î88Sf «•*. _ . HL,. - - -- ---- * Чяг vuwç* 5ЭЙВ- ;, Й за r ;• ,/^-ь Л'ч-'.-^-/Р
* л V á • I ШИВ* • л;
История,длиннопост,эпоха Ренессанса,Искусство,песочница