Вопрос к знатокам:
Хотя прежде всего история:
Я воспитывался в исключительно православной семье, со всеми вытекающими.
Так что кроме современных свидетельств о деятельности РПЦ других "Грехов" православия на территории СНГ откровенно не знаю (Ну, если не считать крещение Руси)
И тут внезапно задался вопросом: А как вообще Церковь позиционировала себя? Были ли на Руси гонения на учёных как в Европе.
Казнили ли людей за веру в шарообразность Земли и её вращение вокруг Солнца? Всякие преступления фанатичных крестьян не в счёт. Мне интересна именно позиция власти и церкви.
(Да, в гугле забанили)
(Или я просто считаю что лучше живой диалог со специалистом чем выискивание статей на десятой странице поисковика)
Хотя прежде всего история:
Я воспитывался в исключительно православной семье, со всеми вытекающими.
Так что кроме современных свидетельств о деятельности РПЦ других "Грехов" православия на территории СНГ откровенно не знаю (Ну, если не считать крещение Руси)
И тут внезапно задался вопросом: А как вообще Церковь позиционировала себя? Были ли на Руси гонения на учёных как в Европе.
Казнили ли людей за веру в шарообразность Земли и её вращение вокруг Солнца? Всякие преступления фанатичных крестьян не в счёт. Мне интересна именно позиция власти и церкви.
(Да, в гугле забанили)
(Или я просто считаю что лучше живой диалог со специалистом чем выискивание статей на десятой странице поисковика)
Еще на тему
https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_Российской_империи
А вообще на Руси всегда государство рулило церковью, так что тут было так - захотел царь науку и просвещение - церковники не лезут, захотел неугодных разогнать - церковь подпела в такт.
В 1740 году, по инициативе М.В.Ломоносова, была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили. По мнению церкви, вред книги уже в том, что "если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил?"
В 1756 году Московский университет хотел издать поэму Александра Поупа «Опыт о человеке». В книге автор выступал против средневековых научных взглядов о строении Вселенной, что вызвало критику духовных цензоров, которые нашли в книге «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию». Книга была запрещена.
В 1757 году Синод потребовал «приостановить» научную деятельность М.В. Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях» и предать огню его научные труды.
В 1764 году закрыт организованный М.В. Ломоносовым при Академии Наук научно-художественный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», в котором публиковались статьи по астрономии. Мотив всё тот же. Статьи были, по мнению церковников, «вере святой противные и с честными нравами несогласные».
Для справки: Русская православная церковь выступала с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века. Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит». Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви.
До 1815 года издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением».
В 1819 году были преданы земле все экспонаты анатомического кабинета Казанского университета, по причине того, что «мерзко и богопротивно» употреблять «создание и подобие Творца человека на анатомические препараты».
В 1850 году не допущена к печати статья В. Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии», так как в ней «мироздание» объяснялось «по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея».
После публикации Рулье в 1859 году в газете «Московские ведомости» лекций по геологии, автору запретили читать публичные лекции, потребовали переделать труд таким образом, чтобы геологические факты читатель мог «согласить с первой главой книги Бытие».
В 1866 году из библиотек ряда учебных заведений изъяты книги по геологии, признанные «вредными и нигилистическими».
В 1873 году был запрещён труд немецкого философа и естествоиспытателя Эрнеста Геккеля «Естественная история мироздания».
В 1879 году уничтожены все экземпляры книги Георга Финлея «Византийская история с 716 по 1453 год», в которой, по мнению церковников, имелись «мысли, направленные против некоторых учений православной церкви».
В том же 1879 году, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции.
В 1879—1880 годах запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов».
В 1890 году запрещена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение». 5 лет спустя «святые отцы» добрались и до первоисточника, запретив за «материалистический характер» книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».
В 1893 году изъята из распространения книга Г. H. Гетчинсона «Автобиография Земли, общедоступный очерк исторической геологии». Духовная цензура аргументировала свое решение тем, что автор не согласовал своих взглядов с церковным учением о сотворении мира, и поэтому книга «подрывает основы религии».
В 1902 году сожжён весь тираж книги Геккеля «Мировые загадки», так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека».
Про "Ежемесячные сочинения": "Издание журнала прекратилось в 1764 году в связи с отъездом Миллера в Москву."
Пруфы нужны.