Послушные растения Дианы Шерер
Художница Диана Шерер заставляет корни растений расти так, как ей хочется, — виться узорами, живыми коврами, кружевом. Цель Дианы - создать текстиль будущего на основе корней - такое полотно, которое будет плести само себя.
«Ботаники считают корневую систему мозгом растений», — говорит голландская художница Диана Шерер. Это совсем не так; у растений нет мозга, мозгом называют крупную группу нервных клеток животных, а у растений и нервных клеток-то нет, и ботаники об этом прекрасно знают. Но слова художницы — отражение важного тренда, который, то набирая силу, то ослабевая, существует уже почти полвека. Носители этого тренда любят говорить о растениях в выражениях, которыми обычно описывают поведение животных: деревья и трава, по их мнению, общаются сами с собой и друг с другом, имеют предпочтения в искусствах, кричат, танцуют, спят и, в конце концов, думают.
Платье из корней, созданное Дианой для выставки Fashioned from Nature, годится только в экспонаты: корни быстро высыхают и становятся хрупкими. Сейчас Диана работает с материаловедами и надеется, что из корней получатся более практичные материалы.
О своей технике Шерер говорит очень уклончиво: «Если кто-то захочет повторить меня, ему придется самостоятельно пройти тот путь, который прошла я». Ее можно понять: два года работы ушло только на то, чтобы выбрать те растения, корни которых легко подчиняются воле человека и при этом не слишком капризны.
Самые радикальные представители этого движения возводят его истоки к отцам науки — Дарвину и Линнею, которые действительно высказывали предположения о наличии у растений сознания. Но как социально значимое явление тренд появился намного позже, в 70-е годы прошлого столетия, после публикаций на Западе нескольких книг об удивительных экспериментах с растениями. Часть тогдашних опытов была выдумкой авторов, но закрепилась в общественном сознании крепче, чем многие факты о физиологии растений, в частности, «эксперимент» с кукурузой, которая якобы лучше росла под классическую музыку и гибла под неприличный тогда рок-н-ролл.
Последним значимым событием в истории этого тренда стал выход в 2016 году книги двух серьезных итальянских ученых Стефано Манкузо и Алессандры Виолы «О чем думают растения. Тайная жизнь, скрытая от посторонних глаз». В ней не было сомнительных опытов, зато был рассказ о растительном мире от людей, которые всю жизнь занимаются недавно признанной дисциплиной — нейробиологией растений. «Нейро» — часть слова, означающая отношение к нейронам, тем самым нервным клеткам, которых у растений нет, но их отсутствие уже больше десяти лет никому не мешает изучать коммуникацию растений, их сенсорные системы и поведение. Стефано Манкузо считает, что вещи, в названии которых есть «нейро», вообще сильно переоценены. Отсутствие нервных клеток, по его словам, не делает растения проще или хуже животных; они просто очень сильно отличаются от нас, но, если приглядеться, они так же связаны друг с другом и с окружающим миром, как самые разумные из зверей.
Они воспринимают окружающий их мир и себя в нем, реагируют на внешние раздражители, сами служат такими раздражителями для существ, с которыми делят территорию. Они — участники непрерывной и сложной коммуникации с самими собой, с другими растениями, со всей экосистемой. Иногда сигналы путешествуют по организму растения, регулируя его рост в зависимости от условий: так, фазы активного деления и роста клеток на кончике корешков регулируются двумя типами гормонов роста, и «перетягивание каната» между этими двумя обеспечивает способность корня расти в направлении более благоприятных условий. А иногда сигнальные химические соединения уходят в почву и там передают информацию от растения к растению: «здесь тесно», «здесь плодородная почва», «наверху кто-то часто касается листьев, расти в другом направлении». Растения образуют под землей целые коммуникационные сети, в строительстве которых им помогают грибы. По «грибному интернету» передаются срочные депеши о нашествиях вредителей и особо жадных травоядных.
Ее художественный проект называется «Упражнения в одомашнивании корней» (Exercises in Rootsystem Domestication). Она подчиняет себе корни: заставляет их расти, образуя узоры — строгие геометрические или более затейливые, барочные. Шерер — манипулятор и не стесняется этого. «Моя задача — подчинить себе растения, — говорит художница, — я меняю естественные паттерны на рукотворные, посылаю корни в нужных мне направлениях. Это не противоречит любви к природе. Садовник может любить природу — но сад всегда обязан выглядеть точно так, как хочется садовнику. Я занимаюсь тем же самым, но я работаю с той частью, которая обычно скрыта от глаз».
«Я исследую отношения человека с природой и собственное желание подчинить природу. Корни завораживают меня, потому что их жизнь скрыта от глаз; я же хочу обнажать их — и использовать в своих целях».
Техническую сторону вопроса Шерер предпочитает хранить в тайне: «Техника разрушает магию», — говорит она. Известно, впрочем, что ее любимые материалы — послушные корни пшеницы и менее управляемая, в любых условиях растущая как попало корневая система маргаритки. Пшеница образует узоры, маргаритки художница использует там, где хочет для контраста дать неупорядоченную естественную фактуру (чаще всего в обрамлении).
Это как с квадратными арбузами, просто делаешь из трубочек сетку и заполняешь ее землей там, где надо чтобы росло растение и получается у тебя то, что нужно. А по поводу сортов, надо брать что то из степно пустынных регионов, у них корни длинные. И никаких тут "сознаний растений" не требуется.