История видеоигр, часть 9: Star Trek (1971)
Порт оригинальной игры на javascript можно увидеть и потрогать здесь. Я помню, как в отрочестве, когда у нас ещё не было интернета, листал каналы на телевизоре и попадал случайно на серии Star Trek: The Next Generation. Сериал казался мне очень крутым, но не настолько, чтобы запоминать, когда и на каком канале он шёл. Позже я снова попробовал втянуться во вселенную Star Trek. Я скачал весь оригинальный сериал и начал смотреть. Меня хватило на один сезон - проблемы нервной взрослой жизни занимали намного сильнее, чем приключения команды "Энтерпрайза". В общем, настоящим trekkie я так и не стал. А вот авторы игры Star Trek, как мне кажется, этого звания достойны.
Майк Мэйфилд и его друзья-студенты решили увековечить свою любовь к завершившемуся в 1969 году сериалу в компьютерной игре. Последовали долгие дискуссии о том, каким должно быть их будущее творение. В конце концов консенсус был достигнут, и Майк засел за разработку. Платформой был выбран университетский компьютер SDS Sigma 7, но планы изменились после того, как компания HP предложила Мэйфилду рабочее время на аппарате HP 2000 при условии, что тот портирует на него игру. Такие были времена.
Позднее Дэвид Аль заметил игру, переписал на BASIC и включил в свою книгу 101 BASIC Games. Из этой версии выросла более дружелюбная к игроку версия Боба Лидома Super Star Trek для Data Digital Nova. Я буду рассматривать Java-порт именно этого варианта.
Кровожадные клингоны.
Star Trek - пошаговая стратегическая игра, где игроку в роли капитана корабля "Энтерпрайз" предстоит нелёгкая миссия по защите галактики от нашествия воинственных клингонов (см. выше). За отведённое время (около сорока ходов) нужно найти и уничтожить определённое количество (что-то между 10 и 20) клингонских кораблей. Задача выдаётся в коротком брифинге перед началом партии и слегка отличается для каждой новой игры.
Как только инструктаж закончен - игрок сам по себе. Для современного геймера Star Trek выглядит устрашающе. Ничего, сейчас во всём разберёмся! Прежде всего, в левом верхнем углу под надписью short range scan у нас находится карта квадранта, в котором находится Enterprise. Квадрант разделён на 64 сектора (8х8), каждый из которых может быть занят игроком "<E>", звездой "*", станцией ">!<" или клингонским кораблём "+++". Как видите, в этом квадранте ничего интересного нет. Об этом же говорит и надпись ниже: Condition: GREEN. Придётся искать приключений где-нибудь в другом месте. Сверху справа, под вывеской long range scan, у нас есть миникарта, которая показывает содержимое текущего (в центре) и соседних (вокруг) квадрантов. Трехзначное число - это кодировка, в которой единицы означают число звёзд, десятки - станций, а сотни - клингонов в квадранте. Видно, что в соседних квадрантах нас поджидают 4 клингона, а вот станций для ремонта и подзарядки корабля поблизости нет. Что же, будем осторожны и изучим управление перед тем, как кидаться в бой. Доступные команды у нас перечислены снизу (Commands).
nav - меню навигации. Все перемещения корабля осуществляются через него.
Для того, чтобы куда-то полететь, нужно ввести направление. На скриншоте выше видно, что 8 основных направлений пронумерованы. Кроме того, можно вводить дробные числа, например, 5,25 - чтобы пролететь между направлениями "5" и "6". После этого игроку предложат ввести "warp factor" - фактически, число клеток, на которое нужно переместиться. Выход за границы квадранта переносит игрока в соседний с ним в соответствующем направлении. Внимание: если на пути корабля в нынешнем квадранте есть звезда, то прыжка не получится, и Enterprise затормозит прямо перед ней. Перемещение расходует энергию и время, поэтому беспорядочные прыжки через всю галактику - верный путь к проигрышу. Как спланировать свои передвижения? Об этом чуть позже!
pha - управление фазерами. Если кто не знаком со Стар Треком, это такое энергетическое оружие будущего. Фазер позволяет наносить урон кораблям противника, не заботясь о прокладке курса или наличии препятствий на пути. Единственное, что требуется от игрока - указать, какое количество энергии он хочет вложить в залп (отняв, разумеется, от общего резерва своего корабля). Действие фазеров ослабляется с расстоянием, но запас энергии энтерпрайза (3000) настолько превышает силу щитов клингонов (300-400), что игрок без труда может разделать двоих-троих без подзарядки.
tor - фотонные торпеды, также известные всем поклонникам сериала. В отличие от фазеров, они разносят клингонов в труху с одного попадания и не тратят энергетический резерв. Максимальный боезапас - 10 торпед - вполне достаточен, чтобы перебить половину захватчиков. Единственный их серьёзный недостаток в том, что на пути или даже рядом с пролетающей торпедой не должно быть звёзд, иначе гравитационное воздействие собьёт её с курса.
she - управление щитами. Для того, чтобы не взорваться от первого же вражеского залпа, игроку стоит выделить некоторую долю энергии (500, например) на поддержание щита.
com - это подменю компьютера с кучей собственных важных функций.
rec - очень нужная штука. Полная карта галактики, где можно посмотреть положение станций, недобитых клингонов и непосещённые квадранты. Выглядит примерно так:
Положение станций отмечено на карте с самого начала, но чтобы узнать, есть ли в квадранте клингоны, нужно его посетить (или просканировать при помощи long range scan). Области, которые я ещё не открыл, показывают нули (000). Карта помогает игроку спланировать маршрут патрулирования так, чтобы успеть облететь всю галактику с периодическими посещениями космических станций для ремонта и заправки. Кстати говоря, в какой-то более поздней вариации игры (Apple Trek, может быть?) станции исчезают после посещения, здесь же они "неисчерпаемые".
sta - отчёт о состоянии корабля и ходе миссии.
Только зайдя сюда, я узнал, что у моего корабля, оказывается, есть ещё подсистемы, которые могут быть повреждены. Чувство уверенности сразу как-то улетучилось. На самом деле повреждения важных систем чинятся быстро, а случаются редко и, по-моему, без связи с полученным уроном. Ни разу у меня ничего не вышло из строя в бою или сразу после, зато несколько раз ломались сканеры и двигатель просто во время полёта.
bas и nav - вспомогательные инструменты, облегчающие жизнь игроку. bas показывает курс до станции (при наличии её в текущем квадранте), а nav - прокладывает курс от нынешнего квадранта к указанному.
col и com - управляют цветом и контрастом экрана и нам неинтересны.
xxx - перезапускает игру, как и написано.
Теперь, когда мы знаем, что делать, - время показать мерзавцам, где раки зимуют! И вот тут выясняется, что клингоны - так себе противники, даже если их двое-трое в квадранте. Если не забывать включать щиты и вовремя подзаряжаться, то проиграть им невозможно. Основная опасность в игре - не уложиться в отведённое время, поэтому - планирование, планирование и ещё раз планирование! Партия проходит очень быстро - минут за двадцать, не больше. Со второго-третьего раза все непонятные моменты встают на свои места, а игра начинает приносить удовольствие. Даже сейчас она была бы неплохим развлечением во время поездки или на скучном семинаре. У игры есть преданное комьюнити, которое портирует её на новые платформы и даже делает графически оболочки для тех, кому тяжело воспринимать ASCII-псевдографику.
Подробнее
> :~?II=~=IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII77IIII77IIII7IIII7II the STAR TREK text video game ~??III?I?+ :----=77~:~77777777777777I7I7777777777II77II777777777777 +?IIII??II?IIII+IIIIIII+ :-==+??:,,????????????++-=?========================-=== ?I????I?IIIIIIIIII???IIIIIIIIIII?I??~ :~~~=+=+??+++++=+++++=++=++==++++++++++++++++++++++++++ ?II?+II7I77777777777777777777777777777777777IIIIII?III++~:, ,: + +777717?7I7777777777?II77777777777777777777777777++===~=7777I777777777 Original Star Trek .. Mike Mayfield 1971 ?: +II?+++=++++++++++?III?IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII7IIII77IIII7777? ?,7777II+ Super Star Trek ..... Bob Leedom 1976 == =??======?+~=~?~=========+??????+???????+????????+?+?????????IIIIIIII?I~ curly brace port ____ Michael Birken 2008 = =+++==+==++=++++?++++++++++++++++++++++++??+++?++?+?+??+??????+, javascript port ..... Eric Friedrichsen 2011 :====,*.=.«=======================================+++++++-«-=++ DO YOU NEED INSTRUCTIONS (YES/NO) >1
> STAR TREK - THE MISSION YOUR ORDERS ARE AS FOLLOWS: DESTROY THE 17 KLINGON WARSHIPS WHICH HAVE INVADED THE GALAXY BEFORE THEY CAN ATTACK FEDERATION HEADQUARTERS ON STARDATE 2250.15. THIS GIVES YOU 42 DAYS. THERE ARE 4 STARBASES IN THE GALAXY FOR RESUPPLYING YOUR SHIP. HIT ‘RETURN’ WHEN YOU’RE READY TO ASSUME COMMAND —- I
> STAR TREK SHORT RANGE SCAN LONG RANGE SCAN Region: Antares II -------------------- Quadrant: [2,1] | 000 | 000 | 000 | * Sector: [5,6] ------------------- * Stardate: 2249.73 | 004 |(003)| 104 | Time remaining: 42 ------------------- Condition: GREEN | 106 | 108 | 108 | <E> Energy: 3000 ------------------- * Shields: 0 THE THREE NUMBERS ’###' Photon Torpedoes: 10 FOR EACH QUADRANT REFER TO ======== Docked: false #KLINGONS, #STARBASES, #STARS. Condition GREEN: This quadrant is clear. There are still 17 Klingon ships in other quadrants. — Commands -------------------- nav = Navigation pha = Phaser Control tor = Photon Torpedo Control she = Shield Control com = Access Computer xxx = Restart Enter command: >1
> STAR TREK LONG RANGE SCAN I 004 I 003 I 104 I I 106 |(108)| 108 I I 008 I 008 I 004 I THE THREE NUMBERS ■###' FOR EACH QUADRANT REFER TO #KLINGONS, #STARBASES, #STARS. Condition RED: Klingon ship detected. Warning: Shields are down. 4 3 2 5---<E>----1 6 7 8 SHORT RANGE SCAN <E> +++ Region: Rigel II Quadrant: [2,2] Sector: [5,2] Stardate: 2249.74 Time remaining: 41 Condition: RED Energy: 2996 Shields: 0 Photon Torpedoes: 10 Docked: false Direction 6.00: Klingon ship in sector [4,3]. Enter firing direction (1.0--9.0): >■
> INSTRUCTIONS FOR ** STAR TREK ** com = Access Computer THE LIBRARY-COMPUTER CONTAINS SEVERAL OPTIONS AND SETTINGS rec = Cumulative Galatic Record sta = Status Report bas = Starbase Calculator nav = Navigation Calculator col = Change Screen Color con = Change Screen Contrast (TO CONTINUE, HIT 'RETURN') >1
JIMIX I l\LI\ WIIULMliVL UMLMX, 12 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 (TO CONTINUE, HIT ’RETURN’) >1 AN TAR ES 004 003 004 001 RIGEL 006 008 008 006 PROCYON 008 008 004 006 VEGA 004 002 014 003 CANOPUS 006 006 007 005 ALTAIR 003 001 003 004 SAGITTARIUS 005 (001) 006 013 POLLUX 003 001 205 000 JLk* l\LVíWI\iy 5 6 7 8 SIRIUS 000 000 000 000 DENEB 000 000 000 000 CAPELLA 000 000 000 000 BETELGEUSE 000 000 000 000 ALDEBARAN 000 016 018 000 REGULUS 000 000 000 000 ARCTURUS 000 000 000 000 SPICA 000 000 000 000
> STAR TREK STATUS Time Remaining: 35 Klingon Ships Remaining: 13 Starbases: 4 Warp Engine Damage: 0 Short Range Scanner Damage: 0 Long Range Scanner Damage: 0 Shield Controls Damage: 0 Main Computer Damage: 0 Photon Torpedo Control Damage: 0 Phaser Damage: 0 (TO CONTINUE, HIT ’RETURN’) >1
Игры,старые игры,обзор,длиннопост,Star Trek,Сериалы