"Рыцарские велосипеды" Бориса Индрикова.
Довольно часто в сети встречаются изображения так называемых «рыцарских велосипедов». Эта информация не вызывала доверия, и хотелось разобраться в данном вопросе.
Найти истину оказалось делом пары минут, тем паче, что существует и видео, где художник Борис Индриков рассказывает, как он пошутил и как именно создавал фейковую историю средневековых велосипедов.
Далее из статьи на сайте fern-flower:
Начиная с 2009 года в сети периодически появляется информация о рыцарских велосипедах 12 века. Не обошли эту информацию и популярные журналы, ориентированные на широкий круг читателей. Во всех этих источниках рассказывается, что археологи из Бристольского университета, проводя раскопки на территории замка Шато-Гайар (Франция), сделали сенсационную находку. На глубине двух с половиной метров был обнаружен комплекс железных предметов, составлявших защитные доспехи воина, удивительно напоминающие форму велосипеда.
Рядом археологи обнаружили второе захоронение - хорошо сохранившийся скелет лошади. В раскопках были также найдены монеты денье турнуа (франц. denier tournois – турский денье) - французский тип денария, чеканенный Филиппом II Августом (1180-1223), а также монеты чеканки герцогства Аквитании с именем Ричарда, что позволяет предположить, что найденные доспехи относятся к периоду правления Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199гг.).
Приведем выдержку из одной такой статьи:
"В 2008 году учёным из бристольского университета во главе с профессором Джоном Уильямсом, доктором археологии, удалось договориться с правительством Франции о возобновлении раскопок на территории замка Гайар во Франции. Найденное захоронение оказалось уникальным и привлекло к себе внимание специалистов из разных стран: археологов, историков и даже инженеров....
Каково же было изумление археологов, когда бережно извлеченные фрагменты удалось очистить от многовековых наслоений грунта и рассмотреть подробнее. Без сомнения, это были детали пролежавшего в земле почти 900 лет, рыцарского велосипеда!
Интересно также было понять технологию изготовления каждого элемента этого рыцарь-велосипеда.
Рама максимально облегчена и имеет перегородчатую структуру, наподобие крыла самолёта: стальные прутья идущие вдоль рамы прикреплены к поперечным подковообразным пластинам. Снаружи рама обшита элементами рыцарских доспехов, в частности, использованы наручи (Bracer) и наплечники (Pauldron) скреплённые между собой круглыми заклёпками. Передняя вилка и задняя часть рамы - цельнокованые и обшиты снаружи (Greav) наголенниками. Вынос руля и сам руль сделаны из рукояток мечей. Части лезвий мечей (видимо пришедших в негодность на полях битв) были использованы, как жесткие профили для усиления прочности конструкции. Седло крепилось с помощью восьми кованных металлических дуг, которые служили своеобразными амортизаторами во время езды. В отделке седла использовались кожа и ткань, остатки которых найдены при раскопках. На раме в качестве ёмкости для воды был закреплен рог с металлической крышкой.
Особого внимания достойны колёса этого чудо-велосипеда. Чтобы уменьшить тряску во время движения , на металлические обода наматывали конский волос, затем оборачивали по-окружности лентами из грубой кожи и лишь после этого в колесо монтировались массивные с гравированным узором железные спицы, а снаружи обод обшивался металлическими пластинами, которые могли сдвигаться относительно друг друга в процессе качения. Колеса надёжно защищали «кожухи-крылья» сделанные из частей кирас и латных перчаток.
В качестве источника указывают статью Сэнди Коллинз (Sandy Collins) из журнала "Scientific Archavelogy" (№ 5 2009 г.) в переводе Бориса Индрикова.При этом считается, что позднее на разных полотнах того времени также были обнаружены изображения велосипедов, хоть и немного другого вида.
Действительно, удивительное открытие, ведь только в 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат, который он назвал "машиной для бега" (Laufmaschine). А первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом. Неужели велосипед был изобретен на семь веков раньше? Давайте разберемся.
Конечно, фотография археолога за работой вызывает сомнения в подлинности, но для начала необходимо найти статью в журнале, на которую ссылается большинство источников и сам переводчик. Однако найти ее нам не удалось - ни статью, ни сам журнал. В первую очередь это случилось потому, что в названии журнала "Scientific Archavelogy" была сделана ошибка. Вместо "Archaeology" было написано "Archavelogy", и такого журнала не существует, хоть его название и напоминает наименование настоящего научного издания.
Как оказалось, "переводчик" намеренно исказил название журнала. Борис Индриков, "переводивший" эту статью, - художник. Родился в 1967 году в Ленинграде, живет и работает в Москве. С 1991 по 1997 годы занимался книжной графикой и работал художником-иллюстратором в научно-популярном журнале "Химия и Жизнь". С 1998 года член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации художников при ЮНЕСКО. В настоящее время занимается живописью, графическим дизайном и малыми формами пластики. Главное направление творчества - фантастический реализм. Картины Бориса Индрикова отличаются причудливым сочетанием ар-нуво, сюрреализма и фантастического реализма.
Как вы уже, наверное, догадались, все эти "велосипеды" нарисовал сам Борис Индриков. Они были им выполнены в рамках проекта "VELIKIE VELIKI", организованного при поддержке Музейного центра РГГУ и при участии почетных выпускников университета Юрия Габрова и Олега Кормышева. Каждый из этих велосипедов назван в честь какого-то исторического лица или художника. Об этом он подробно рассказывает не только в многочисленных интервью, но и в своем блоге.
Например, приведем отрывок статьи "УДАРИМ VELIKAMI ПО ФАЛЬСИФИКАЦИИ!" из газеты АУДИТОРИЯ №70 (ИЮНЬ) за авторством Георгия Кутырева:
Открытие выставки Бориса Индрикова состоялось 17 мая в Музейном центре РГГУ. День выбран не случайно: 17 мая 1991 года музыкант Сергей Курехин в программе ленинградского телевидения «Пятое колесо» изложил сюжет-мистификацию о Владимире Ленине, который из-за употребления галлюциногенных грибов сам стал представителем этого царства. Остроумные примеры и цитаты были умело скроены в абсурдистскую теорию «Ленин - гриб», при всей эпатажности звучавшую весьма правдоподобно.
«Velikie Veliki» - это проект, эпатирующий зрителя, заставляющий усомниться в истинности своих знаний об истории самого простого изобретения - велосипеда. Леонардо да Винчи или его ученик Джан Джакомо Капротти, крепостной крестьянин Артамонов или Орден рыцарей «Солнца и Луны» - кто был изобретателем двухколесного чуда?
Выставка не только погружает в мир эстетики позднего средневековья, но и заставляет задуматься над проблемами демаркации поля науки и псевдонауки: нужно ли слепо верить теориям и открытиям, транслирующимся в СМИ, где главным методом является безапелляционность суждения, придающая видимость достоверности чему угодно. «Velikie Veliki» служат оригинальным художественным ответом на этот вопрос.
Ровно через год после запуска проекта Борис Индриков опубликовал в своем блоге детальную информацию о случившемся. По его словам, изначальная "статья-перевод" и задумывалась, как "увесистый булыжничек в огород, перепаханный и унавоженный авторами всякой лженаучной макулатуры, от которой трещат полки наших книжных магазинов".
Хоть Борис Индриков уже в 2010 году сам публично признался в мистификации, нам информация о велосипедах рыцарей попадалась и от 2016 года. Это, прежде всего, подборки "Самые убедительные доказательства путешествий во времени", аналогичные им видео и статьи. В них часто идут рассуждения о теориях заговоров, в которых предполагается, что кто-то и зачем-то скрывал информацию о подобном изобретении целых семь столетий, или же о таинственном механике из двадцатого или двадцать первого века, неизвестно как попавшего в прошлое. Эти "находки" даже связывают с пришельцами, подарившими древним рыцарям технологию велосипедостроения во время одного из своих визитов на Землю.
Вероятно, распространению этой истории в значительной мере способствовали публикации в уважаемых журналах, таких как "Химия и Жизнь" (№ 9 за 2009 год)
Статью эту по просьбе Бориса Индрикова выпустили его друзья, работающие в редакции журнала, и это печалит. Понятно, что человек должен иметь голову на плечах и мыслить самостоятельно. Посыл художника совершенно ясен и правилен, однако в современном объеме информации обычному человеку ориентироваться довольно тяжело. И совершенно не удивительно, что нашлись люди, поверившие шуточной статье в уважаемом журнале, люди, которые не заметили ошибки в названии "источника". Мало того, многие из поверивших в эту историю и вовсе не видели оригинальную статью, прочитав лишь ее упоминание на стороннем ресурсе. Целый год после публикации не было опровержения от автора, и истинную информацию негде было найти, оставалось лишь верить собственным подозрениям о том, что "что-то здесь не чисто".
Мы же решили заострить внимание на этой старой новости, чтобы снова напомнить людям, что велосипеды 12 века - это всего лишь шутка художника; о том, что существуют фальсификаторы, которые пока еще не признались (а может быть, и не сознаются никогда); а также о том, что даже уважаемые издания могут опубликовать обман под видом научно-популярной статьи."
Подробнее
ö ; • 1 Ä * *
1 2 3 4 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 4A 47 4Ä 40 СЛ Cl <7 О C4 « O 6 12 18 24 t ^ CM © www.indrikov.com
Великие велики Борис Индриков Заняться этим расследованием нас, группу российских историков и художников, заставило сообщение о сенсационной находке во Франции, на территории замка Шато-Гайар, древнего велосипеда. созданного в период правления английского короля и по совместительству герцога Нормандского Ричарда I Львиное Сердце, который и построил этот замок, — то есть в 1189-1199 годы. Весной-летом 2008 года эта находка наделала немало шума, поэтому нам захотелось получше разобраться в архивных документах, чтобы найти другие подтверждения древнего происхождения двухколесного средства передвижения. Результаты превзошли самые смелые наши ожидания. Рыцаресипед из Шато Гайара После того как британские археологи, проводившие раскопки, извлеки остатки древнего велосипеда и очистили их от наслоений грунта, инженеры смогли воссоздать схему этого средства передвижения. Как оказалось, его рама максимально облегчена и имеет перегородчатую структуру, наподобие крыла самолета: стальные прутья, идущие вдоль рамы, прикреплены к поперечным подковообразным пластинам. Снаружи рама обшита элементами рыцарских доспехов, в частности использованы наручи и наплечники, скрепленные между собой круглыми заклепками. Вынос руля и сам руль сделаны из рукояток мечей. Части лезвий мечей (видимо, пришедших в негодность на полях битв) были использованы как жесткие профили для усиления прочности конструкции. Седло крепилось с помощью восьми кованых металлических дуг, которые служили амортизаторами во время езды. В отделке седла использовали кожу и ткань, остатки которых найдены при раскопках. На раме в качестве емкости для воды закреплен рог с металлической крышкой. Особого внимания достойны колеса этого чудо-велосипеда. Чтобы уменьшить тряску во время движения, на металлические обода наматывали конс- Публикуется в сокращении. Полный текст см. на www.mdrikov.com/velikie_veliki.hlml Полный герб ордена Солнца и Луны кий волос, затем оборачивали их лентами из грубой кожи и лишь после этого в колесо монтировали массивные железные спицы с гравированным узором. Снаружи на ободе — металлические пластины, которые могли сдвигаться относительно друг друга в процессе качения. Колеса надежно защищали «кожухи-крылья», сделанные из частей кирас и латных перчаток. Поражает и то, что есть цепная передача. Конечно, она известна людям давно, еще Герон использовал подобные механизмы для передвижения декораций в афинском театре. Однако удивительно, как смогли средневековые мастера изготовить такие мелкие металлические детали в XII веке. А двенадцатый ли это век? Мнения ученых разделились. Исходная датировка проведена по найденным в захоронении монетам, однако они могли туда попасть случайно. Французские специалисты по рыцарскому вооружению считают, что, по крайней мере, часть кирасы, наручи и латные рукавицы изготовлены в Милане во второй половине XV века. Это подтверждает и наличие на некоторых частях доспехов клейма мастера миланской школы дос-пеха из династии Миссалья, и данные рентгеноструктурного анализа фрагментов кирасы, который выявил структуру, характерную для миланских доспехов этого периода. Велосипед-солнце Как показало изучение литературы, средневековые велосипеды находили и раньше, просто о них мало кто знает. Еще в 1962 году весь мир облетела весть об уникальной находке французских археологов на территории Версаля. Тогда, во время раскопок, разрешенных правительством Франции, в одном из колодцев обнаружили боковую галерею, которая вела в обширное подземелье дворца. Там среди прочих предметов нашли велосипед, который вскоре получил название «Король-солнце» в честь короля Людовика XIV. В то время неожиданная находка вызвала немало споров среди археологов и историков. многие посчитали ее фальшивкой. Дискуссии привели к тому, что Велосипед королн-Солнца 28
Велосипед в раскопе при историко-археологическом факультете Кардиффского университета был создан международный исследовательский центр, посвященный этой проблеме, который объединил ученых-единомышленников из нескольких ведущих университетов мира. На протяжении многих лет они собирали информацию в архивах, общались с коллекционерами, участвовали в археологических и этнографических экспедициях, изучали исторические документы, произведения литературы, искусства — и достигли успеха. Первой удачей было обнаружение частной коллекции соучредителя аукционного дома «БоШуеэ» Андреа Кастиллеса, в прошлом шоссейного велогонщика, участника «Джиро д'Италия» 1951 года и «Тур де Франс» 1955 года. Один из принадлежащих ему шедевров — работа знаменитого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445—1510). Начиная с 1492 года в течение восьми лет Боттичелли создает грандиозный цикл рисунков иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Рисунки выполнены металлическим штифтом на больших листах пергамента. Почти все они обведены пером. Каждой песне посвящен один рисунок. Несколько рисунков к «Раю» не закончены, а к XXXI песне «Чистилища» мастер выполнил два варианта рисунка. Один из них и находится в коллекции Андреа Кастиллеса. На этой иллюстрации, описывающей апокалиптическое видение, по бокам священного кортежа, ведомого семью ангелами, распо- ложены евангельские животные: орел, крылатый телец, крылатый лев и ангелоподобный человек с книгой. В повозку с сидящей Беатриче запряжен грифон. «Двуколая, меж четырех зверей Победная повозка возвышалась, И впряженный Грифон шел перед ней» (Данте «Божественная комедия», «Чистилище», ч. XXXI). Сюжет вполне классический, однако рядом с приветствующим процессию человеком в нижней части иллюстрации легко разглядеть велосипед. Другая неизвестная работа Боттичелли. видимо, созданная в то же время, что и знаменитый портрет св. Августина (1495), поскольку задние планы у них похожи, не говоря уж о составе красок и грунта, изображает явно женский велосипед. В своеобразии его декора просматривается связь с более ранним шедевром мастера — «Рождением Венеры». Искусствоведы выяснили, что при жизни Боттичелли этот «портрет велосипеда» не нашел признания у зрителей. Однако остаются вопросы: как пришел Боттичелли к замыслу такой необычной работы? Почему велосипед явно женский? И причем тут «Божественная комедия»? Велосипед Беатриче? Вскоре после смерти художника картина была вовсе забыта, долгое время хранилась в Государственном музее в Берлине, исчезла во время Второй мировой войны и случайно попала в частную коллекцию. Третья картина из той же коллекции принадлежит кисти Яна ван Эйка (1390—1441), мастера портрета раннего Средневековья. Каждый знает его шедевр — «Портрет четы Арнольфини». А вот совершенно фантастическая по замыслу и в тоже время нереально-реальная, блистательно исполненная велофантазия художника никому не известна. Видимо, ван Эйк изобрел не только масляные краски, но и замечательный велосипед — эдакий байк для знатного Иллюстрации Сандро Иотти-челли к XXX/ песне • Чистилища«* вельможи, «высоко сижу, далеко гляжу», у которого предусмотрена даже лесенка, чтобы забираться. Как показали дальнейшие поиски, Ганс Гольбейн Младший (1497—1543), выдающийся портретист и придворный художник Генриха VIII тоже был не чужд велосипедной теме. Характерно, что на оборотной стороне работы Боттичелли, на дубовой доске с велосипедом ван Эйка и некоторых других средневековых изображениях такого рода обнаружены схожие эмблемы — щит с коронованным львом, опирающимся опирающегося на два колеса, и над ним восходящее солнце и полумесяц. Что бы это значило? Рыцарский орден велосипедистов? Это предположение подтвердилось при последующем расследовании. Велоорден Солнца и Луны Изучение старинных хроник показало, что первое упоминание о таинственном «Ордене Солнца и Луны» встречается в рукописи «Faits des romains» («Деяния римлян») — переработанной в 1230— 1240-е годы французской компиляцией из произведений Саллюстия (так?), Лукиана и Светония. На миниатюре из старинной рукописи впереди войска, выступающего из крепости, виден воин верхом на двухколесной повозке, удивительно напоминающей велосипед. Примечателен его щит: на красном фоне восстающий лев, который опирается на два колеса. Более поздние варианты этого герба встречаются, например, в Общем гербовнике XIV столетия («белленвильская рукопись»), где герб короля Англии сопровождают гербы его вассалов. На фрагменте из гербовника XV века опять то же изображение. В полном варианте над щитом изображено восходящее Солнце, поверх которого — Луна. Также на гербе присутствуют щитодержатели: про-тивовосстающие серебряные крылатый лев и грифон, каждый из которых опирается на колесо. Внизу, на стилизованной ленте, латинскими буквами написан девиз ордена: «In velox libertas». Перевести это можно так: «свобода в быстроте», «в скорости освобождение» или «быстрее к свободе». 29 'Химия и жизнь-. 2009. № 9. www.hlj.ru
На таком велосипеде разъезжали вельможи времен Яна ван Эйка МГанс Гольбейн Младший исполнил портреты Генриха VIII и его велосипеда в схожей манере Перевод неоднозначен, как и символика: Луна и Солнце, которые вечно катятся по небосводу, сменяя день ночью, видимо, символизировали для членов ордена два колеса необычных средств передвижения, стремительно несущих их к свободе. Колесо со спицами появилось около 2000 года до н.э. и за ним закрепился солярный символизм. Колесо — символ солнечной энергии, а Солнце — это колесо, вращающееся в небесах: Солнце — центр, спицы колеса — лучи. У велосипеда одно колесо догоняет другое, как Луна вечно догоняет на небе Солнце. Луну, изображенную поверх Солнца, мы встречаем и на современном гербе города Милана, а крылатый Лев, связанный с именем святого Марка-евангелиста, — символ Венеции. Скорее всего, символика Милана и Венеции в гербе рыцарей «Ордена Солнца и Луны» не случайна и говорит о том, что свои уникальные по тем временам Иллюстрация из рукописи **Faits des romains* средства передвижения они, возможно, изготавливали в Северной Италии, в тех же ремесленных мастерских, где располагалось самое крупное в Средневековой Европе производство рыцарских доспехов. Сегодня можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что в XII—XV веке в Европе возникла тайная организация, именовавшая себя «Рыцарским Орденом Солнца и Луны». Рыцари этого ордена передвигались с помощью двухколесных экипажей, «железных коней», по сути, оказавшись первыми воинами-велосипедистами Средневековья. Они вполне могли участвовать в боевых действиях наряду с обычными рыцарями. Быстрота, маневренность и неуязвимость «железных всадников» представляли серьезную опасность для противника. А необычный, апокалиптический вид воинов несущихся с диким лязгом по полю без помощи привычных глазу лошадей, способствовал внезапности атаки и обращал противника в паническое бегство. Рыцари ордена могли совершать длительные походы с минимальными запасами еды и снаряжения, так как им не нужно было обслуживать и кормить лошадей. История знает примеры участия во-инов-велосипедистов в боевых дей- /ербовник X Г века ствиях. В 1885 году в Британии даже была создана воинская часть Brighton Rifles («Винтовки Брайтона»), которая на высоких велосипедах с большими передними колесами (так называемые пауки) впервые противостояла кавалерии. Опыт был признан удачным, и в Англо-бурской войне 1899—1902 годов британская армия часто и успешно применяла велосипеды. Велосипедные части были созданы во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Китае, Японии и России. И в Первой, и во Второй мировых войнах армейские велосипедисты хорошо себя зарекомендовали. Много тайн хранит Земля, но еще больше неизведанного в самом человеке. Рыцари «Ордена Солнца и Луны»... Кто были эти люди, бросившие в оскаленную пасть мрачного, жестокого Средневековья свой девиз «In velox libertas»? Впервые за многие тысячелетия человек ехал, двигая себя сам, и загнанная лошадь не хрипела под ним. Мчался он через леса и поля, своими усилиями вращая Солнце и Луну, приводя в движение всю Вселенную, и чувствовал себя равным Богу. Человек на рыцаресипеде не стяжал, он служил и отдавал себя. Велосипед — самое рыцарское средство передвижения, поскольку велосипедист отдает свои силы, а не забирает силы других; находится в гармонии с природой, а не порабощает ее. А если глубже, то отношение к велосипеду предопределяет выбор человека в главных вопросах существования: иметь или быть? брать или отдавать? Найти свой путь к себе или идти по пути, который выбрали за тебя другие? Каждый решает сам. Как гласит старинный рыцарский девиз: «Fais se que dois — adviegne que peut», в переводе с французского — «Делай, что должен, и будь что будет». т 30
интересное,интересные факты, картинки и истории ,разоблачение,средневековье,велосипеды,вело,длиннопост