Подробнее
„MR ЛЕНЬ Kl Е ТИГРЫ" Очеркъ барона П. П. фонъ-Винклера. , ' |. «Богъ для того только создалъ кошку, чтобы предоставить человеку возможность ласкать тигра» — постоянно говорилъ Викторъ Гюго, лаская свою прелестную .ангорскую кошечку «монашку». И этотъ маленький тигръ еще съ незапамятныхъ временъ пользуется любовью и попечен!емъ человека. Наша домашняя кошка, какъ безспорно доказали послЪджя изслЪдоважя, происходить отъ дикой буланой кошки (Felis maniculata), открытой въ Hy6in, гд*Ь еще и теперь дик!е котята легко воспитываются со-малжцами. Впервые приручеже этого хищника произошло въ долин!» Нила, за нисколько тысячелетий до нашего времени, и въ отлич1е отъ другихъ дома-шнихъ животныхъ, кошка сразу явилась священнымь животнымъ. Одна изъ главныхъ причинъ этого заключалась, вероятно, въ томъ, что, уничтожая грызуновь, истреблявшихъ запасы хл'Ьба и другихъ продуктов*# кошка какъ бы охраняла благосостояше своего хозяина. Отсюда не труденъ уже переходъ къ почитанйо кошки, какъ добраго духа жилища, приносившаго ему счастье; ея смерть повергала семью въ горе, выражавшееся внешне вышипывашемъ. бровей. Несчастный, лишивш!Й жизни кошку, могъ считать себя погибшимъ. Д'юдоръ сообщаетъ, что одному жившему въ ЕгиптЬ римлянину случилось по неосторожности' убить кошку
№ 16 — 1914 ПРИРОДА и ЛЮДИ. 249 I Рис. 1. Оамская королевская кошка. Тщетны были веб просьбы о помилование самъ царь не могь защитить его отъ ярости народа. Нели кошка окол Ьвала, ей съ благоговЪн1емъ закрывали глаза, бальзамировали, тщательно обвивали ее за'гЬмъ полотняными бинтами и погребали, какъ человека. На египетских^ кладбищахъ открыты массы кошачьихъ мумш и бронзовыхъ * изображений кошекъ (рис. 2). Важнейшимъ центромъ.ко-шачьяго культа былъ городъ Буба-стисъ, где находилось изображение богини Бастъ съ кошачьей головой. Уже въ то время пристрдспемъ къ кошкамъ отличались женщины, который предпринимали паломничества вь Бубастисъ, если ихъ обманывала надежда иметь детей или влекло какое-нибудь другое заветное желанье. Домашняя кошка чрезвычайно долго оставалась въ Египте и Нильской/-долине и сравнительно поздно попала въ Европу,- -вероятно и въ Аз1ю. Въ эпоху свайныхъ построек ь не обнаруживается никакихъ сл'Ьдовъ домашней кошки. Она была неизвестна грекамъ и римлянамъ древней эпохи; для ловли крысъ и мышей употреблялись, вместо нея, хорьки и друпе мелюе хищники. Библья не упоми-наетъ о кошке. Въ Индш, въ эпоху Ведъ, она также была неизвестна. Въ Европу кошка попала лишь после Рождества Христова: у римлянъ появляется около IV века по Р.-Хр., а въ северную Европу проникла въ начале среднихъ вё-ковъ; въ X веке кошка еще ( была очень редка въ А н-гл!й. Вь какую * эпоху кошка перешла въ аз!атсюя об-_____ р ласти — определить теперь р,- о г „ ■ нельзя. Посте- гис. 3. Голубая.персидская кошка. ппим> (Сибирская кошка)- пенно распро-. Рис. 2. Древне-египетская бронзовая кошка. страняясь, она дошла до Китая и Япон1иг а въ начале XIX столётья впервые является въ Восточной Сибири. Арабы очень любили кошекъ, и легенда о кошке Магомета, «Муецце», является характернымъ тому до-казательствомъ: однажды ВеликШ Пророкъ, Одеваясь на молитву, увиделъ, что на одной поле его белаго бурнуса спала Муецца. Не желая будить животное, Пророкъ отрезалъ полу эту отъ своей одежды и ушелъ на молитву. Возвратясь, онъ нашелъ Муеццу проснувшейся, благословилъ ее и даровалъ ей и всемъ ея потомкамъ способность, падая на землю, всегда становится на ноги *) (рис. 5). Неслышная поступь животнаго, его хитрость, блу-ждан!е по ночамъ, сильный въ темноте блескъ глазъ— все это заставило суеверныхъ и недовЪрчипыхъ людей средневековья смотреть на кошку, какъ на какое-то мистическое животное, служащее темнымъ си-ламъ. И черная кошка стала необходимым^ спутни-комъ знахарей, волшебниковъ,—вообще адептовъ черной мани. Создалась даже легенда, что разъ въ годъ дьяволъ глубокою ночью обходить все селенья где нетъ храмовъ, сопровождаемый черными кошками съ _______ _ горящими факелами въ лапахъ. Легенда эта долго жила въ Норманд1п и не мало сгубила кошачьихъ душъ, такъ какъ избавиться отъ такого посещенья дьявола можно было, лишь сжигая въ кострахъ Иванова дняжи-выхъ кошекъ въ особыхъ ивовыхъ корзинахъ. Но съ теченьемъ времени кошки не только. снова, вернули къ себе расположение и любовь человека, но одно время- считалось весьма мод-нымъ и даже необходимым?» для каж-цаго богатаго дома — иметь у себя несколько кошекъ. Моду это ввелъ во Франщи знаменитый кардиналъ Ришелье; она скоро распространилась во всей Европе и до нашихъ дней ■сохранилась въ Аиглш, где присут-¡ств!е кошки въ доме является необ-ходимымъ для полнаго комфорта у «семейнаго очага» какъ небогатаго ремесленника, такъ и лорда-миллюнера. У герцога Ришелье было 17 кошекъ, изъ которыхъ одна, «Париьсъ» — про-званая такъ потому, что родилась въ парике поэта Ракана,— была любимицей кардинала и всегда присутствовала при его пр!е-махъ. Большой серый котъ былъ и у царя Алексея Михаиловича; изображен!е этого кота сохранилось до нашего времени. *) Какъ известно,,кош-I а' всегда ладаетъ на ко* ■ ги—факьъ, представляю-щшсвоего рода Физическую загадку. (Интересующихся отсылаемъ къ статье «Задача о падающей кошке» въ «Занима-. тельной физике» Я. Пе- .. ... ад ИЛИМ1— рельмана). ; Рис. 4. Черная ваннская кошкг.
250 ПРИРОДА и ЛЮДИ. № 16 — 1914 Рис. 5. Кошка при падежи съ высоты второго этажа переворачивается въ воздух* и падаеп. на ноги (моментальные фотографичесгае снимки). Любителямъ кошекъ, вероятно, интересно было бы узнать, какъ разделяется домашняя кошка по породамъ. Все породы домашнихъ кошекъ делятся на две обшир-ныя группы: длинношеретыхб и короткашсрстыхо кошекъ. Первая,—происшедшая, вероятно, отъ скрещиважя ну-бШской буланой кошки съ ма-нуломъ, или степной кошкой Средней А31И (Felis manul),— обладаетъ густымъ и довольно длиннымъ серебристо-серымъ мехомъ. Вторая группа является непосредственными потомками буланой кошки, принявшей местный окраски и наименования. Длинношерстыя кошки, въ зависимости отъ окраски своего длиннаго и пушистаго ме- • ха, раз ичаются: 1) Чисто белыя съ глазами голубыми — такъ называемый Ангорск1я кошки (рис. 7). Не вполне чистокровный кошки имеютъ разноцветные или желтые глаза. (Мнопе полагаютъ, однако, что разногла-зость — признакъ чистокровности; но это неправильно). У китайской кошки шерсть несколько короче, но шелковистее, уши оканчиваются кисточками, а хвостъ—небольшой и имеетъ узелъ, составленный изъ неправильно сросшихся позвонковъ. 2) Чисто-черныя, съ глазами желтыми; мехъ двухъ оттенковъ: черный угольный — Ваннсюя кошки (изъ Ваннской провинцш въ Турц|и); и черный съ красноватым* отблеском*—константинопольски, или турецкая. 3) Голубыя (серо-голубоватыя): более свЬтлыя съ голубыми глазами и более темныя съ желтыми гла- Короткошерстыя кошк< окраски: чисто белыя (ита; (мальтШсюя), рыж1я, тигровыя, тр желто-белыя—испансюя), че[ зами. Первая разновидность у нас* обыкновенно называется сибирскою кошкой (рис. 3); за границей она известна какъ русская кошка. Вторая разновидносп. французская или шартрезская кошка (рис. 3). 4) Рыж!я или золотистые кошки, :лаза зелено-желтые,—у нас* такъ назыв. бухарсюя кошки, а за границей—золотистый персидс^я. 5) Черепаховый съ белым* (мехъ черный, серый, коричневый и белый) или пестрыя, глаза' темно-желтые -- индМсюя кошки (пестрыя персид-ск!я). Кошки это отличаются несколько большей величиной (рис. 6). Часто все разновидности длинношерстых* кошекъ соединяют* въ группу персидских* ко-шег.ъ разных* окрасок*. изб 5с гны следующей черныя, голубыя цз'Ьтныл (черно- эно-белыя (голландсюя) аховыя, пеня (съ непра- лтиами на белом* обширными подраз- В ИЛЬНЫМ I мехе).. делемями. Все эти кошки имеют* один* общш тип*. Только следуют ¡я породы представляют* особенности: 1) Абиссинская кошка—отличается небольшой головой, длинной шеей и высоко-стоящими ушами. Она чрезвычайно напоминает* буланую дикую кошку. 2) Венгерская кошка—светло-желтая, пятнистая, на бо- Рис. 6. Черепаховая персидская кошка. (ИндШ-ская кошка). Рис. 7. Ангорская кошка.
№ 16 - 1914 251 лЬе высокихъ ногахъ; хвостъ несетъ на спине. Надо полагать, что эта порода явилась результатомъ спе-ща льна го подбора животныхъ. 3) Японская кошка—маленькая черно-белая, реже белая кошка, съ короткимъ хвостомъ. 4) СПамская. королевская кошка (рис. 1)—песочнаго цвета, но лицо, уши, лапы и хвостъ—темно-кашта-новаго, почти чернаго цвета. Глаза голубые. Кошки эти крайне редки и ценятся весьма высоко. Иногда попадаются кошки съ короткими хвостами, но это со ставляетъ уже недостатокъ. 5) Безхвостая, или майская кошка (рис. 8) встречалась исключительно на острове Манъвъ Ирландскомъ мор-15, вероятно, представляя помесь домаш ей кошм съ местною дикой. Она имеет ь различную окраску, но отличается полнымъ отсутств1емъ хвоста. Таковы главнейиля породы домаижихъ кошекъ. Кажется, нигде такъ. не любятъ и не ухаживаютъ за кошками, какъ въ Англш. На одной изъ лондонских ь улицъ находится большой домъ, на которомъ прибита следующая оригинальная надпись: «ЛОНДОНСКИ прйотъ для- бродячихъ и голодныхъ кошекъ». Прлотъ этотъ устроенъ r-жею Морганъ и функцю • нируютъ почти 10 летъ. Каждое утро изъ пршта выозжаетъ особый фургонъ со служанкою, вооруженною особой сеткой; на обязанности ея лежитъ ловля бродячихъ кошекъ, и помещеше ихъ въ прпотъ. Вечеромъ фургонъ, нагруженный пленниками, число которыхъ иногда достигаетъ 50—60 штукъ, останавливается иередъ домомъ, и съ помощью швейцара и грумовъ въ синихъ ливреяхъ, пленники водворяются на житье въ npi-юте. Каждаго изъ нихъ предварительно осматри-ваетъ ветеринаръ, затемъ его, если надо, перевязыва-ютъ, чистятъ и кормятъ въ общей столовой. Каждая кошка имеетъ свое помещеше; кроме того,, у нихъ общ]'й залъ для игры (рис. 9) и покрытый сеткой садъ. Очевидно, идея такого прйота понравилась англи-чанамъ,—вернее англичан-камъ,—такъ какъ прпотъ этотъ въ настоящее время приняла подъ свое покровительство королева Александра (вдова короля Эдуарда VII). Кроме того, въ Лондоне образовалось особое общгство «защиты бродячихъ кошекъ», учредившее также свое убежище. Въ Париже также имеется пр1ютъ для кошекъ, но онъ не такъ роскошно обставленъ. Американцы въ своихъ причудахъ не обошли и этотъ вопросъ. Недавно одинъ умерш!й негоЫантъ . Рис. 8. Ьезхвостая майская кошка. завЬщалъ своимъ двумъ кошкамъ домъ, оцененный почти въ 100 тысячъ рублей, доходы съ котораго должны были обезпечивать жизнь и уходъ за этими с наследницами». -Только после ихъ смерти домъ переходилъ бы къ его чгловеческимъ наследникамъ. Любовь къ кошкамъ доводить иногда до курьезовъ, в 6» роде, напримеръ, следующего, происшедшаго въ Брюсселе несколько лЬтъ тому назадъ. Владельцы кошекъ этого . города образовали ..особый «кошач!й союзъ», одна изъ целей котораго' было устройство «кошачьей почты» между городомъ и окрестною дач-I ною местностью. Предполагалось устроить это та-'кимъ образомъ, чтобы кошекъ кормить одинъ день въ городе, другой на даче. Кошки, перебегая, приносили бы съ собою письма, телеграммы и передавали бы нужныя извест!я семье на даче или мужу въ городе. Организовать эту почту предполагалось въ протявовЬсъ городской, почему-то неудовлетворявшей брюссельцевъ. Но опытъ оказался неудач-нымъ. Изъ собранныхъ 30-ти кошекъ больше половины исчезло безследно. Изъ остальныхъ только три перебежали два раза изъ города въ пригородный домъ, да и то, вероятно, случайно. Все про-Ч1Я кошки отказались нести почтовую службу. Въ противовесъ англи-чаиамъ, немцы не очень любятъ кошекъ, и во мно-гихъ городахъ—Берлине, Гамбурге, Дрездене—-бро-дячихъ кошекъ уничтожа-ютъ, не стесняясь употребляемыми: средствами капканы, силки> петли т. п. Рис. 9. Кормлеже кошекъ въ питомнике.
старые издания,коты,старые коты,тегъ
Еще на тему
1914 же
Никто не может устоять перед котиками. )