Подробнее
огь недостаточнаго питанш. БОРОДА НА РУСИ. (Къ 200-л'Ьтпо ‘указа Петра Велшсаго о брадобритш). будущемъ, 1899, году минета ровно 200 лета, какъ вышелъ первый указъ Петра Велнкаго о бра-* добритш. Возненавид'Ьвъ Старую Русь со всею страстно своей порывистой натуры, Вслитй Преобразователь сей-часъ же, по возвращены изъ перваго путешетия по Западу, р'Ьшилъ начать коренный и всестороншя преобразовашя. Началась ломка старины со всйхъ сторонъ. Даже мелочи внйш-няго быта старины возбуждали ненависть Петра. Такъ, между прочимъ, вооружили его противъ себя — длиннополая одежда, нашихъ предковъ и особенно борода, бывшая у всАхъ, начиная съ простого смерда и кончая важпымъ бояриномъ, предметомъ гордости и особенныхъ заботь. Не стесняясь, однако, ни этймъ общимъ чувствомъ уважешя къ бород'Ь, ни всеобщимъ недовольствомъ, возбужденнымъ въ народе ука-зомъ о брадобритш, Петръ по обыкновешю р’Ьзко присту-пилъ въ выполненш чсвоего указа. Такъ, онъ собственноручно рйзалъ бороды представлявшимся ему боярамъ; потомъ эту операцно производилъ его шута, на пирушкахъ знати. Борода была воспрещена воЬмъ на Руси,- кроме духовенства. Тогда же самъ царь обр^зывалъ на об'Ьдахъ широшя, длин-ныя рукава у нашихъ бояръ, а его слуги кромсали у нихъ полы на улицЬ; Можно себ'Ь представить, какой вопль подняли сторонники старины, какое смятеше пошло въ народа, которому казалось, что посягаютъ на самое святое, на его веру,—и начались волпешя, разразивнпяся открытыми бунтами. Нужно заметить, что борода была въ болыиомъ уваженш еще у нашихъ древнихъ предковъ славянъ. Славяне-язычники непременно изображали свопхъ боговъ съ бородою и усами; сделавшись хришанами, они возымели къ бороде еще большее уважеше, такъ какъ узнали, что I. Христосъ и апостолы носили бороды. Оттого, чемъ длиннее и окладистее была борода, темъ почтеннее въ глазахъ всехъ былъ носив-пнй ее: «по бороде—апостолъ»,—съ восхпщешсмъ говорили о такомъ человеке.- Въ доброе старое время вцепиться въ бороду значило тоже, что въ Европе—дать пощечину. У кого не росла борода, тотъ считался лихимъ человекомъ. А казнь--вырываше бороды по волоску—считалась самою унизительною, самою позорною. Вырвать клокъ бороды считалось за большое безчеше. Поэтому въ первомъ русскомъ Судебнике (Ярослава Мудраго) «Русской Правде» была назначена пеня въ 3 гривны (5 руб.) зах увечье бороды и 12 гривенъ (18 руб.) за ея дишеше. Однако, веяше запада давало себя знать и до Петра. Подъ влшп1емъ иноземныхъ обычаевъ, проникавгаихъ на Русь чрезъ Польшу и Литву, знатные люди, даже государи, позволяли
Бояре возвращаются отъ царя Петра съ остриженными бородами.
302 ПРИРОДА | себ'Ь отступать отъ вФковагО обычая. Такъ, Васший III 1оанновичъ^ «спившись шь молодой литовской княжне Елене Глинской, сбрилъ се#, бороду. Его примеру последовало и несколько бояръ. Но-'ярые ревнители старины и даже церковь, въ лице владыке, смотрели на нихъ, какъ на отступ-никовъ право&ъшя; Наконецъ, на зиаменитомъ Стоглавомъ соборе (1650 г.) было постановлено—проклинать и отлучать ой церкви всей бреющихъ бороды. правила,—говорится въ 40 гл. постановлснШ Собора,—православнымъ хришаиамъ во всемъ возбраняютъ не брАн брадъ и усовъ не постризати. Таковая бо несть пра-войЙав|ымъ, нолатыньсвая и еретическая предашя... и о семъ апрельская и отеческая правила вельми запрещаютъ иотри-I i^TOTbй л Гоборъ ссылался въ своихъ постановлешяхъ на пра-Апос^оловъ п учете Отцовъ Церкви. «Правило святыхъ юстолъ сице глаголетъ»,—говорится далее въ Стоглаве,—• аще кто браду бр^Ьетъ и дреставщя тако, недостоитъ надъ нимъ саужити, ни сорокоустья надъ нимъ нети, ни просфоръ, ни свещи по немъ въ церкви принести; съ неверными да причтется: ,отъ еретикъ бо се навыкоша. О томъ же правило одиннадцатое 6-го Собора, иже въ Труле... о острижены \ брадъГТтб-жъ о 'Постриженш брады не писано ли въ законе, не постризайте брадъ вапшхъ: се бо женамъ лепо; мужемъжс подобно создавый Вогъ судилъ есть. Моисеови рече: постригало да не взыдетъ на браду вашу; се бо мерзость есть иредъ Богомъ»... Нарушителямъ этихъ постановленШ отцы Собора грозили и гневомъ Божшмъ, и проклятгемъ. «Противялцяся законамъ (о брадобритш) ненавидими будете отъ Бога»,—грозно говорили они,—это (брадобрийе) и святыя апостолы заиретишаи святыя отцы проклята, и отъ церкви таковая отвергоша. И того;ради страшнаго прсщсшя,—внушительно заканчиваютъ наши отцы,—православнымъ таковаго не подобаетъ тво-рити *}» .•• Самъ 1оаннъ Грозный, котораго нельзя считать отсталымъ человекомъ, во время своего спора съ папскимъ нунщемъ По.ссевинымъ указывалъ ему, какъ на отступдеше отъ истинной религш, на то, что у него «брада подсечена». Уважеше къ бороде было тогда настолько велико среди всехъ сословШ народа, что даже одну мысль о брадобритш считали еретической, и хотя Борисъ Годуновъ, а после Лжеди-митрШ I и брили бороды, но народъ никогда не могъ простить имъ этого «богопротивнаго новшества». Съ представ-лен1емъ о бороде соединялось тогда лредставлсше объ «образе и подобш Бож1емъ» и потерять бороду значилолишиться этого «образа и подоб1я». Представители церкви, даже такой народный деятель, какъ АвраамШ Палицынъ, образованный, начитанный малороссъ, и те съ своей стороны поддерживали уважеше въ бороде, объявивъ бритье ея «ересыо». Однако, энергичный, умный Никонъ, начавпий вводить новые порядки въ церкви, возсталъ и противъ этого дикаго Нужно только изумляться поел* того жол'Ьвной сил* воли Воликаго Петра, который п поел* такихъ положнтольиыхъ постановлошй церкви нм*лъ смелость объявить войну бород*. Съ другой стороны, нужно войти въ положсше и народа того времени, который получалъ отъ свонхъ ду-ховныхъ отцовъ ташя ирямыя указашя пасчотъ бороды,—чтобы понять, почему онъ такъ упорно стоялъ ва старипу. Его смущенномУ У31У Д*йств1я Преобразователя казались еретическими, а самъ Пстръ иапоыииалъ воликаго противника Христа, оинсаннаго въ таннствепной книг* откровон1я 1оанпа, и вотъ ивъ груди народа, которому казалось, что отнимают!, у ного самое дорогое—в*ру, невольно вырвался отчаянный крикъ „Антихристъ“.
А и ЛЮДИ, № 50р-1898. Е уважошл къ борода, но его «новшества», вм&етй съ исправ-Ь лешемъ нел’Ьпыхъ* ошибокъ въ стары хъ книгахъ, троеперст-I пымъ сложешемъ, трегубою аллплуйею и «латпнскимъ кры-- жомъ» (четырехконечнымъ крестомъ), казались имъ «латпп-скимъ и антихристовымъ нрсдап1емъ». ь Поэтому когда, по указу ПетраВеликаго, приказали брить I бороды, то мноис носили обрезанное сокровище за пазухой и просили предъ смертью положить его съ ними въ гробъ. \ Въ пароде появились тогда листки о брадобрнтш, какъ ¡¡1 Ь «развратномъ, скаредномъ д'Ьл’Ь» . Страсти тогда такъ разго-| I рались, что даже образованные Иерархи, наир., местоблюсти- ? р те ль патр!аршаго престола Стефаиъ Яворсшй, открыто воз-' ставали противъ брадобриНя. Но замечательно, что верный | другъ Стефана—святитель РостовскШ ДимитрШ, защищая > нововведошя Преобразователя, защищалъ и брадобргше. ТФмъ не менее старина на каждомъ шагу оказывала со-I противлеше. Брадобрипе, какъ и все «новшества», возбуждали , глухой ропотъ въ народе. Наконедъ, въ 1705 г. въ Астра-[ хани вспыхнулъ открытый буитъ. Стрелецъ Москвитинъ под- > нялъ въ Астрахани «черныхъ людей», предупреждая, что [ царь давно уже «отступилъ отъ правой веры» и теперь ду-I маетъ повыдать вс1хъ русскихъ девпцъ за немцевъ. Пере-1 пуганные астраханцы въ одно1 воскресенье сыграли тогда до к сотни свадебъ, убили царскаго воеводу и его подчиненныхъ . и,разослали граматы о томъ, что они «стали за веру, противъ брадобриия, немецкаго платья, табаку и болвановъ, кумир-скихъ боговъ» (болвановъ, на которыхъ расправлялись вошед-| иле тогда въ моду, по образцу запада, парики). Дерзость бун-I товщиковъ допгла до того, что они хотели уже идти па столицу, чтобы расправиться съ «еретиками». Но, къ счастью; царсшя войска скоро усмирили ихъ. Не успели справиться съ ними, какъ запылалъ мятежъ на Дону, который издавна служилъ прнотомъ для всякихъ бег-лыхъ, бездомовныхъ, «голутвенныхъ» людей. Здесь дело было серьезнее. Поднялись не бродяги, не умевпие владеть оруж1емъ, а отчаянные сорви-головы и опытные въ ратномъ деле казаки, подъ начальствомъ атамана Булавина. Бунтовщики призывали «всехъ черныхъ людей и заключенпыхъ въ тюрьмахъ, вольныхъ всякихъ чиновъ людей, воровъ и разбой-никовъ», чтобы « стоять за домъ Богородицы, за истинную веру». Бъ случае неудачи они замышляли передаться турецкому султану, такъ какъ царь «веру правую переведъ, и отнимаетъ бороды и усы». Мятежники подняли весь Донъ, къ нимъ примкнуло и Запорожье, а Петръ Велишй былъ занять войною со шведами. Къ‘ счастью, и здесь его войска разбили мятежниковъ: Булавшгь, не ожидая себе пощады, застрелился, а его номощннкъ Некрасовъ съ 2,000 раскодь-ннковъ бежалъ на Кубань, откуда «некрасовцы» перешль потомъ въ Турцио. Однако, ни эти бунты, ни общШ ропотъ народа не сломили железной воли Воликаго Петра. Опъ твердо настоялъ на своемъ, но, нуждаясь въ деньгахъ на военное дело, решилъ извлечь изъ бородачей хоть денежную выгоду. Съ этою целью въ 1705 г. онъ издалъ новый указъ, устанавливающей пеню за ношешо бороды, именно, со всехъ городскихъ жителей, а также служащихъ и приказныхъ, въ размере 60 рублей еже^ годно; кроме того, съ богатыхъ купцовъ 100 рублей единовременно, съ торговцевъ победнее—60 р. едииовр., съямщи-ковъ и пр.—30 единовр. Даже крестьяне, при проезде вт
ПРИРОДА 50 — 1898. городъ или изъ города, должны бьйш платить по 2 коп. «съ бороды». Уплативппе пеню, получали особый бородовой знакъ, ] въ вид* жетона. Онъ быль двухъ образцовъ; 1) круглый м!д- ] ный, величиной съ деньгу; на лицевой сторон! его была изо- ; ] бражена борода и усъ и шла надпись—«деньги взяты», на оборотной сторон! стояла годъ (по-славянски) 1705 годъ; 2) ромбической формы (м!дные и серебряные); на лицевой сторон! надпись: «съ бороды пошлина взята 1725 г.», оборотная сторона—гладкая, а по ребру надпись—«борода— лишняя тягота». Кром! того, для бородачей Петръ установилъ даже обязательную одежду; длиннополое платье и бороды были остав-тены имъ только для духовенства. Однако, вс! эти лостановлешя насчетъ бороды даже, при прссмнийахъ Петра потеряли свою силу, а Екатерина II вовсе отменила пхъ. Бритье бороды стало обязательнымъ лишь для придворныхъ и въ войскахъ. Съ началомъ же эпохи Великихъ Реформъ посл!довала(въ 1868 г.)отм!набритьяи длярекрутъ. Гакимъ образомъ въ паетоящемъ году исполнилось только 25 л!тъ со времени отм!ны ст!снительныхъ узаконенШ о бород!). Но 175 л!тъ потребовалось, чтобы дойти до уразум!-шя такой простой вещи, .какъ право брить или ноеить бороду по своему произволу. Перюдъ - почтенный, если принять во внимате такую мелочь, какъ это право. Теперь намъ кажется даже см1;шнымъ, когда вспомнимъ, сколько было толковъ о бород!... Такъ двигается псторш народа! Впрочемъ, отголоски нашихъ дфдовскихъ понятШ о бород!, какъ о неприкосновенной святын!, не исчезли еще и теперь. Борода и теперь еще считается признакомъ солидности и чувства собственпаго достоинства; для в!которыхъ сосло-вШ, цапр., духовнаго, ношете ея продолжаете быть обязательнымъ и теперь. Изв!стно, что духовные не могутъ даже , подстригать коротко, не только брить, изъ опасешя укоровъ со стороны своей паствы,—про священника, бр!ющаго на чисто бороду, нечего и говорить: его осм!яли-бы. Между т!мъ т! же православные священники почти не носятъ за-граиицей бородъ. Но полное уважеше къ бород! «по правилу святыхъ апостолъ и св. отецъ» сохранили наши старообрядцы, которые и до сихъ поръ еще, упрекая православныхъ. въ отступлепш отъ «истовой, старой в!ры» презрительно зовутъ ихъ «екоб-лепцами, скобленными рылами»! ------=-6>Э®«<8«=-- МИМОХОДОМЪ. Впечатл!шя и зам!тки въ пути. А. Шустрева. я Ън/рёк АТУМЪ, пользовавшШся широкою изв!стностыо въ эпоху царя Вахтанга и Тамары, побывавнпй потомъ въ пл!ну у армянъ, и наконецъ, вынесппй-ЗОО-л'Ьтнее иго турецкое,—подъ современпымъ владычествомъ Россгп въ .. короткое время получилъ огромное торговое значете; полное же развито производителъпыхъ силъ города и окрестностей принадлежите будущему. Теперь же это пока еще не «объевропеив-шШся» турокъ, прогрессирующей, однако, пе по днямъ, а по часамъ. Насл!дствомъ турецкаго Батума является мутность около бухты — «старый городъ», съ узкими улицами, мечетями и перестраиваемыми на европейсшй ладъ домами.
старые издания,тегъ,борода
Еще на тему
Например, строительство аэродрома в надежде что самолёты прилетят сами собой.
Или копирование европейской МОДЫ в надежде что это привлечёт к тебе европейское развитие
Только и изменилось что флот построили по чужим чертежам да аристократию переодели по чужой моде.
То что он эту моду насаждал силой — самый настоящий культ и магическое мышление
Ты хотя бы Википедию открыл что-ли
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Government_reform_of_Peter_the_Great
Но он вроде сам говорил что всех силой переодевал "чтобы поскорее хотя бы выглядеть как европа"
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Industrialisation
При Петре открылись только нужные ему школы - артиллерии там, флота. Суть европейской цивилизации - то благодаря чему европейцы создали и строили пушки, линкоры и дворцы, а через 30 лет после его смерти начали строить ткацкие станки и доменные печи, понята и перенята не была. Все дворцовые комплексы и эпичные храмы строили не местные
Просто дварфы какие-то. А Петр получается блядский эльф у которого нет чести, нет уважения.