Матрица в древней греци
По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познаю́т истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.
Матрица в древней греци
По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познаю́т истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.
—…Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю, — сказал Главкон.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа её так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними?
— То есть?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
Забывают? Бг-г-г, философы и прочие пиздоболы формируют эти концепции, чтобы толпа такая: "Вау! Как охрененно загнул! Видать, умный и видит истину! Надо ему хавчика подогнать и винишка налить за то, что нам, убогим, свет истины несёт!" :D
Платон и ко ничему толпу научить не пытались, нахой не сдалось им. Далеко не каждый мог попасть на лекции. Описанное вами подходит под религиозных "просвещенцев" и современных политических деятелей. К философам - чей продукт долгое время от античности до нового времени был продуктом исключительно для аристократии и небольшого круга пробившихся до изучении греческого / латыни - ваши представления никакого отношения не имеют.
Это считай не то что доинтернетные времена, а и докнигопечатные. Людям было интересно слушать чела, который посреди базара залез на ящик и вещает какую-то забавную хрень, про конец света, про грехи, про политиков, ну или вот просто какие-то рассуждения. Если он умеет ставить слог и заигрывать с аудиторией, то мог рельно поднять славы и деньжат. Ну а если не умел, то могли и палками побить.
Чел, автор цитаты был аристократом и жил в рабовладельческом строе, какой "толпа кормит философов". Убери этот либерально-социалистический пафос нового времени куда подальше
Человеческий организм и восприятие в принципе ограничены очень узким фокусом органа чувств. Некоторые современные приборы расширяют границы восприятия, о хз когда вообще сложится мало-мальски соответстующая истине картина мира. Сколько там этих невидимых, неслышимых и неощущаемых спектров за гранью - хер разберешь
По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познаю́т истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.