2084. Смерть копирайту
— Ты все еще не бросил свое Ruby? – взволновано спросила Татьяна. – Ты же знаешь, что сейчас на программистов облавы чуть ли не каждый день? Сергей, ты действительно хочешь, чтобы тебя отправили в ЗАТО?
Сергей понуро молчал.
После Большой свободной революции и полной победы антикопирастов, ЗАТО – закрытые абстракто-творческие общества появились по всей стране.
Сначала туда свозили только людей творческих профессий – писателей, композиторов, художников. Затем принялись и за программистов. Благоустроенные бараки, двухразовое полноценное питание, обязательные спортивные мероприятия, помогающие держать форму…
Несмотря на предсказанный рост производительности, качество художественных произведений снизилось, поставив под угрозу интересы главной фигуры любого творческого процесса – ПОТРЕБИТЕЛЯ. После длительных дебатов в парламенте, правительство было вынуждено пойти на крайние меры – была введена система «мотивирующих воздействий». Если созданное произведение не набирало норму лайков – всей бригаде урезали паек, а систематический саботаж творческой выработки мог привести к переводу в лесорубы.
Сергей знал про ЗАТО не понаслышке. Многие его друзья – дизайнеры интерфейсов, 3D-моделеры, текстураторы уже были этапированы. Самому ему во время последней переписи удалось выдать себя за инженера телекоммуникаций (помогли старые связи в Бауманке и опыт работы в сотовом операторе). Но круги сужались все ближе, и Татьяна волновалась не зря.
— Нет, что ты. – Я просто смотрел сериал. Я что дурак что ли, творить посреди бела дня…
Татьяна ничего не сказала, но по ее глазам было видно, что она все понимает.
— Я больше так не могу. Прости, я… — недоговорив, она развернулась и выбежала из квартиры.
Сергей открыл крышку ноутбука, запустил интерпретатор, но мысль не шла.
Он вспомнил, как все начиналось: ликующую толпу на баррикадах, когда в 2084 ОАЗИС – «объединенная армия за информационную свободу» победил на выборах. Свободное распространение, копирование и модификация любых произведений, уничтожение замшелого института авторского права – все это звучало как новая эра… Эра свободы и процветания. А потом выяснилось, что за 2084 год была снято всего около сотни фильмов. ОАЗИС отреагировал мгновенно. Был введен 3% налог на творчество, который были обязаны платить все потребители. Тогда-то и появились первые ЗАТО. Пока еще добровольные – они выглядели как панацея и гарантировали эффективность расходования налоговых средств…
Кто же мог подумать, что обернется так…
На лестнице раздался стук сапог, дверь рывком распахнулась, впуская людей в черном. На площадке Сергей разглядел заплаканную Татьяну.
— Прости… Ты… Ты, ведь все понимаешь, правда? Правда?
Сергей всмотрелся в когда-то любимое лицо и кивнул.
— Да. Я все понимаю.
Денис Витман. Литературное ЗАТО №197.
Взято с http://habrahabr.ru/post/183506/
— Ты все еще не бросил свое Ruby? – взволновано спросила Татьяна. – Ты же знаешь, что сейчас на программистов облавы чуть ли не каждый день? Сергей, ты действительно хочешь, чтобы тебя отправили в ЗАТО?
Сергей понуро молчал.
После Большой свободной революции и полной победы антикопирастов, ЗАТО – закрытые абстракто-творческие общества появились по всей стране.
Сначала туда свозили только людей творческих профессий – писателей, композиторов, художников. Затем принялись и за программистов. Благоустроенные бараки, двухразовое полноценное питание, обязательные спортивные мероприятия, помогающие держать форму…
Несмотря на предсказанный рост производительности, качество художественных произведений снизилось, поставив под угрозу интересы главной фигуры любого творческого процесса – ПОТРЕБИТЕЛЯ. После длительных дебатов в парламенте, правительство было вынуждено пойти на крайние меры – была введена система «мотивирующих воздействий». Если созданное произведение не набирало норму лайков – всей бригаде урезали паек, а систематический саботаж творческой выработки мог привести к переводу в лесорубы.
Сергей знал про ЗАТО не понаслышке. Многие его друзья – дизайнеры интерфейсов, 3D-моделеры, текстураторы уже были этапированы. Самому ему во время последней переписи удалось выдать себя за инженера телекоммуникаций (помогли старые связи в Бауманке и опыт работы в сотовом операторе). Но круги сужались все ближе, и Татьяна волновалась не зря.
— Нет, что ты. – Я просто смотрел сериал. Я что дурак что ли, творить посреди бела дня…
Татьяна ничего не сказала, но по ее глазам было видно, что она все понимает.
— Я больше так не могу. Прости, я… — недоговорив, она развернулась и выбежала из квартиры.
Сергей открыл крышку ноутбука, запустил интерпретатор, но мысль не шла.
Он вспомнил, как все начиналось: ликующую толпу на баррикадах, когда в 2084 ОАЗИС – «объединенная армия за информационную свободу» победил на выборах. Свободное распространение, копирование и модификация любых произведений, уничтожение замшелого института авторского права – все это звучало как новая эра… Эра свободы и процветания. А потом выяснилось, что за 2084 год была снято всего около сотни фильмов. ОАЗИС отреагировал мгновенно. Был введен 3% налог на творчество, который были обязаны платить все потребители. Тогда-то и появились первые ЗАТО. Пока еще добровольные – они выглядели как панацея и гарантировали эффективность расходования налоговых средств…
Кто же мог подумать, что обернется так…
На лестнице раздался стук сапог, дверь рывком распахнулась, впуская людей в черном. На площадке Сергей разглядел заплаканную Татьяну.
— Прости… Ты… Ты, ведь все понимаешь, правда? Правда?
Сергей всмотрелся в когда-то любимое лицо и кивнул.
— Да. Я все понимаю.
Денис Витман. Литературное ЗАТО №197.
Взято с http://habrahabr.ru/post/183506/
Еще на тему
- Пап, можно я с твой карточки сниму 99 баксов? За книжку надо заплатить…-
- А, что за книжка?
- Ну, этот. Достоевский. "Преступление и наказание".
- Так зачем покупать. У нас же есть.
- Да? А в каком файле?
- Причём тут файлы. Вот же он, на полке стоит…
- Фу-ууу. Это же бумажная книжка!
- Ну, и что? Я ж в твои годы её читал.
- В твои годы, в твои годы… Там поиска нет. Как я, по-твоему, цитаты находить буду? Аудио-сопровождения тут нет. Анимационных картинок тоже нет. Только текст, в котором даже шрифт и тот поменять нельзя... Ты что? Меня же в школе всё засмеют! Сам такую читай.
- Ну, ладно. Вот, возьми DVD. Лет пятнадцать назад купил.
- Чего? DVD? А чем я этот антиквариат, по-твоему, прочитаю? В политехнический музей его сдай. Ты мне ещё перфоленту с Достоевским предложи!
- Если ты такой умный, то поищи сам в сети, да скачай нахаляву.
- Бесплатно скачать книжку!?
- Ну, да. А как же ещё? На книги Достоевского за давностью лет авторские права не распространяются… Наверняка, где-то она лежит.
- Ты, что пап! Это может у вас, в начале века, всё скачать нахаляву можно было. Ты что не слышал, что уже лет пять, как авторские права на все книги навечно переданы Американской Ассоциации Издателей Книг. Или ты хочешь, чтоб меня как члена секты Дмитрия Склярова в тюрьму пожизненно засадили?
- Так, Достоевский же не американец! Причём тут американские издатели.
- А кого это волнует? Ты, папа, случаем не антиглобалист?
- Нет, что ты! Ну, сынок, жалко же почти 100 долларов тратить за файл. Ну, одноклассников лучше попроси файл этот дать. У них-то точно же есть. А ты им потом свой какой-нибудь файл дашь.
- Ага! Если они мне своего Достоевского дадут, то где я его читать буду?
- В смысле, "где"? Они свою копию у себя дома, а ты свою тут.
- Ну, ты совсем отстал. Книжку можно читать лишь с того компа, с которого её купили. Да и код поляризации там другой будет… Короче, пап, давай деньги! Я куплю себе нормальную книжку.
- Ну, ладно. Вот, тебе одноразовый пароль на снятие 99 баксов с нашего счета. В наше время 100 долларов были большими деньгами…
- Ок. Скачал. Thanks.
- Ну-ка, дай и мне посмотреть... Слушай, сынок, а что это за картинки? Такого вроде бы в романе не было…
- Дык, это же баннеры. Без баннеров книжка стоит 699 баксов.
Открытый файл пестрел мигающими объявлениями: "Axe Proffessional, 2018 - современные топоры с лазерной заточкой"; "Косметический салон 'У Лизаньки' - мы не дадим вам превратиться в старуху"; "Мучают проблемы? Психологическая служба доверия 'Порфирий'"; "Кредитуем, обналичиваем. Низкий процент"; "RASKOLNIKOFF.COM - вызов шаловливых старушек в любую точку земного шара"...
- Слушай, сынок, а что это текста романа не видно? Подождать что-ли надо пока баннеры исчезнут?
- Ну, ты как будто с Луны свалился! Сто лет ждать будешь. Текст же надо через поляризационные очки читать. Без очков только реклама видна!
- А это ещё зачем?
- Как зачем? Чтобы никто, кроме заплатившего, не мог книжку читать! Прикинь, если бы я купил книгу, а кто-то, ничего не покупая, у меня через плечо тоже мог бы её читать…
- Глупость какая-то. Ну, а если б я тоже очки одел бы?
- Ха, ну ты даёшь! Файл же настроен только на мои очки. На других очках другой код поляризации.
- Ладно, а ну дай-ка свои очки. Я через них книжку посмотрю.
- Как посмотришь? Они же тебя по сетчатке не опознают. Ты в них ничего кроме сообщения, что ты надел чужие очки не увидишь! Ладно, пап, не мешай со своими глупостями! Мне надо пока лицензия не кончилась быстро всё прочесть, а иначе надо будет либо аренду файла продлевать, либо книжка сама уничтожится. Не мешай, я читаю…
3 часа спустя…
- Уффф! Ну, всё. Я прочитал!
- Как всё прочитал? "Преступление и наказание" за три часа?!
- Ну, да. Я и быстрее всё прочел бы, если б рекламных пауз каждые полчаса не было бы.
- Всё равное не верю! Кто такой, например, Свидригайлов?
- Кто-кто?
- Аааа, всё понятно. Кто такой Лужин? Кто такая Соня Мармеладова?
- Ну, ты даёшь! Откуда же я знаю! Я ж Home Edition читал. У меня только про то, как Раскольников старуху топором убил, а потом сдался с повинной. Про всяких остальных надо Professional версию покупать или вообще Enterprise Edition. У нас же денег столько нет.
- Мда-а, с ума сойти, куда катится мир!
- Скатился уже. Лет пятнадцать назад надо было думать, если не ещё раньше…