Джесси Беринг «Я, ты, он, она и другие извращенцы» (перевод О. ван дер Путтен, изд-во Corpus)
Это, конечно, книга-провокация в том числе. Американский ученый, психолог и журналист Джесси Беринг выпустил популярное изложение научных взглядов на различные сексуальные девиации, или парафилии, как их еще называют. А бывают они самые разные.
Эксгибиционизм, фроттеризм (это когда человек трется половыми органами или трогает руками незнакомых людей в общественных местах, например в метро или лифте), педофилия, мазохизм, садизм, вуайеризм и трансвестизм — лишь малая часть существующих форм реальной и воображаемой сексуальной жизни. Есть, например, более изысканные варианты: влечение к ступням ног, людям с ампутированными конечностями, животным и птицам, трупам, язвам, насекомым и даже крупногабаритным предметам.
Беринг рассказывает, как в 1979 году шведка Эйя-Рита Эклеф попала на первые полосы газет, потому что вышла замуж за Берлинскую стену. Сейчас она считает себя вдовой. А чуть позже американка Эрика Лабри-Эйфель вступила в брак с Эйфелевой башней. При этом, по мнению Эрики, 325-метровое сооружение — женского пола, то есть их отношения лесбийские. В прошлом брачным партнером женщины был немногословный джентльмен, большинству известный как Золотые Ворота.
Есть парафилии и совсем тривиальные: любовь к занятиям сексом перед зеркалом, например.
Но не ради соленых историй о том, кто, где, как и с кем, написана эта книга.
Во-первых, сам Беринг — открытый гей, и историю отношения общества к гомосексуалистам излагает достаточно подробно, в том числе и на своем весьма убедительном примере.
Во-вторых, во время работы над книгой он собрал массу любопытных экспериментов. Как начинают вести себя, скажем, ягнята, выращенные среди коз, и наоборот. Как открытый доступ к порнографии (в том числе и детской) влияет на уровень сексуальной преступности. Почему можно верить откровениям мужчин и сложнее тестировать женщин.
И наконец третье — видимо, самое для автора важное, ради чего все и затевалось: Беринг призывает разграничивать действия и фантазии. Автор настаивает, что человеческие сексуальные ориентации и предпочтения в большинстве своем врожденны. То есть люди в них не виноваты. И неслучайно уголовно наказуемы из парафилий лишь единицы. Нельзя казнить человека за его внутреннюю жизнь. Можно лишь за нарушение закона. Но даже если взглянуть на законы в ретроспективе, становится видно, что то, что сейчас считается преступлением, в другие времена было обычной жизненной практикой.
Питер Шварц «В защиту эгоизма» (перевод С. Чулковой, изд-во «Альпина Паблишер»)
Тем, кто в деталях знаком со взглядами и произведениями Айн Рэнд, книга ничего нового не сообщит. Питер Щварц — почетный член и бывший председатель совета директоров Института Айн Рэнд (Ирвин, Калифорния), так что букве заветов Рэнд верен до конца.
Американский писатель и философ русского происхождения Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась в Санкт-Петербурге в 1905 году, эмигрировала в 1925-м) прославилась как основатель объективизма.
Вкратце суть ее учения сводится к «теории целого кафтана», изложенной одним из персонажей «Преступления и наказания» Достоевского — Петром Петровичем Лужиным: человек должен жить для себя. И если у одного есть кафтан, а у другого его нет, то рвать свой кафтан пополам и делиться им с другим не стоит. Никакой пользы от половинок кафтана никому не будет. Разработанная Рэнд теория объективизма предлагает опираться на разум и личную выгоду, а всеми остальными способами восприятия мира пользоваться с большой аккуратностью.
Рэнд любила иллюстрировать свои идеи примерами из повседневной жизни. Вот, скажем, если муж потратил на лечение тяжело больной жены все, что у него было, прав ли он? С точки зрения объективизма прав, потому что он не хочет жить без этой женщины (то есть он действует из разумных эгоистических побуждений, что правильно). Должен ли он так же печься о здоровье жены соседа? Разумеется, нет — какое ему дело до жены соседа? Другой краеугольный камень ее учения — ощущение счастья. По словам Рэнд, несчастье так же свидетельствует о ментальной поломке организма, как боль — о физической. Но счастье важно поставить под контроль разума и пользы.
Отдельную личность Рэнд в своем учении ставит во главу угла. Так, на вопрос, имеем ли мы право гордиться великими предками, философ отвечает: нет, потому что мы к ним не имеем никакого отношения. Если прадед был губернатором, а его потомок всего лишь шофер — такого впору стесняться. Питер Шварц многие из идей Рэнд с готовностью повторяет, часто даже не дав себе труда поискать собственные формулировки: он просто приводит обширные цитаты из текстов кумира. А вот примеры «из жизни» он решил привести свои — и это самое слабое место в цепочке его рассуждений.
А. Дж. Риддл «Чума Атлантиды» (перевод А. Филонова, изд-во «Эксмо»)
Даже если не углубляться в историю мировых эпидемий, а захватить лишь самый краешек XXI века, то и в этот период их можно насчитать немало: атипичная пневмония, птичий и свиной грипп, лихорадка Эбола. Такая густота болезней вполне оправдывает популярность разного рода литературных и кинематографических сюжетов, построенных на распространении по миру смертельной болезни.
А. Дж. Риддл, менеджер из Северной Каролины, проснулся знаменитым, когда бросил разработку интернет-компаний и начал делать то, что у него получается лучше всего, — писать научную фантастику. Первый же его роман «Ген Атлантиды», замешанный сразу на всех тревожных новостях этого века — смертоносном вирусе, детях-аутистах, мировом терроризме, — стал бестселлером на «Амазоне».
«Ген Атлантиды» — первая часть трилогии «Цивилизация зеро». Вторая переведена на русский только что (очень небрежно переведена, увы, даже для научной фантастики). В ней речь идет о пандемии, прозванной Чумой Атлантиды. Болезнь уже унесла жизни одной седьмой части человечества. Выжить удается лишь счастливым обладателям некоего гена Атлантиды. В поисках спасения от страшной болезни ученые заходят далеко и на свою беду обнаруживают, что все их представления об эволюции homo sapiens оказались туманны и расплывчаты.
Несмотря на скорее незатейливый, чем поражающий воображение, апокалиптический сюжет, трилогия Риддла оказалась необычайно популярной. Ее финальная часть заняла первое место в списке научно-фантастической литературы Amazon.com, а кинокомпания CBS Films уже выкупила права на экранизацию. Так что любители Дэна Брауна, истосковавшиеся без его конспирологических теорий, могут пока почитать Риддла. Не заскучают.