#Классическое искусство длинопост История
Жизнь и творчество Зинаиды Серебряковой.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова — русская и французская художница, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором-анималистом, а мать Екатерина Николаевна в молодости была художницей-графиком.
Автопортрет "За туалетом"Когда Зинаиде было полтора года ее отец умирает от туберкулеза. Вместе с детьми Екатерина Лансере переехала в Петербург — к своему отцу. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 годах она путешествует по Италии. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.
В эти годы семья Лансере впервые после долгой жизни в Петербурге посетила Нескучное. Зинаида Серебрякова, привыкшая к строгим городским видам Петербурга, была очарована слельской жизнью и много рисовала. Здесь же художница встретила будущего мужа, а за одно и своего двоюродного брата, Бориса Серебрякова.
Зарисовка тех лет.
Трудность заключения брака была в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников, к тому же Зинаида исповедовала католичество, а Борис православие. После поездок в Белгород и Харьков, многих обращений к духовным властям разногласия все же удалось преодолеть, и 9 сентября 1905 года Зинаида и Борис обвенчались в семейной церкви в Нескучном.
После свадьбы супруги уехали в Париж — там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье. После возвращения они поселились в Петербурге.
Борис Серебряков.
Широкую известность Серебряковой принес автопортрет «За туалетом», впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовало еще несколько картин. В 1911 году Серебрякова вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.
В 1914—1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне», «Жатва», «Беление холста» и другие.
ЖатваМногие знаменитые картины Зинаиды Серебряковой создавались в её мастерской в семейном имении Нескучное. У неё часто гостили творческие звезды тех лет: Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Анна Ахматова.
В 1914 году Александр Бенуа получил заказ на роспись зала ресторана Казанского вокзала в Москве. Он пригласил Зинаиду Серебрякову для создания серии панно «народы Востока». Представительницы Индии, Японии, Турции и Сиама были представлены в виде обнаженных одалисок. В это же время она работает над так и не законченной картиной на темы славянской мифологии.
Одалиски
Революция
Зинаида встретила революцию в родном имении Нескучном. В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами семей помещиков, семья Серебряковых переехала в Змиёв, затем, в начале 1918 года, в Харьков, где 21 марта 1919 года на съёмной квартире в доме по улице Конторской, 25 умер от сыпного тифа муж художницы Борис. Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. В ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых было разграблено и сожжено. Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. В этот период были созданы одни из самых известных групповых портретов детей Серебряковой — «На террасе в Харькове» и «Карточный домик».
Карточный домик.Художница отказалась перейти на популярный в первые послереволюционные годы футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. Она нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Первые месяцы после переезда семья жила на Лахтинской улице, на Петроградской стороне, в квартире своих харьковских друзей, а затем вернулись в свою дореволюционную квартиру на 1-й линии Васильевского острова. Весной 1921 года художница с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» на улицу Глинки. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В последующие годы Серебрякова много рисовала на темы из театральной жизни. В 1924 году 14-ть её работ с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Особый интерес у публики вызвала картина «Спящая девочка на красном одеяле», показать которую тут я не могу.
Девочки-СильфидыПариж
Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей, Александра и Екатерину все же удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту, паспорт, выдаваемый Лигой наций беженцам, в 1947 году она получила французское гражданство.
В 1928—1929 и 1932 годах Зинаида Серебрякова едет в Марокко. Там она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Марокканская девушкаХрущёвская оттепель
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна, ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она становится популярной в СССР, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.
Поздний автопортретЧерез семь лет, в 1967 году, Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
#Моя Россия фэндомы
Ученые создали материал для изучения квантовых систем при комнатной температуре.
Исследователи синтезировали монокристаллы, которые потенциально применимы для создания кубитов в квантовых компьютерах.
Специалисты Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в составе группы российских ученых разработали материал, который в будущем может стать основой квантовых систем, работающих при комнатной температуре. Об этом сообщила пресс-служба вуза.
Авторы синтезировали монокристаллы - аналоги редкого минерала намибита. Особенности его структуры могут говорить о свойствах, применимых для создания из этих материалов кубитов для квантовых компьютеров, предполагают ученые.
"На сегодняшний день сверхпроводящие материалы являются лидером квантовых технологий. Однако их использование требует чрезвычайно низких температур. Низкоразмерные магнетики могут оказаться применимыми уже в комнатных условиях. В их кристаллических структурах атомы переходных металлов образуют цепочечные или слоистые фрагменты", - говорится в сообщении.
Экспериментальные исследования полученного материала подтвердили возможность его использования при комнатной температуре.
"Синтетический намибит не показывает перехода в магнитно-упорядоченное состояние вплоть до температуры 2 К [кельвина, соответствует -271 °C], несмотря на наличие сильных антиферромагнитных взаимодействий в системе. Тем самым [материал] является уникальным объектом для изучения явления спиновой запутанности при комнатной температуре", - считает заведующий кафедрой физики низких температур и сверхпроводимости физического факультета МГУ Александр Васильев, которого цитирует пресс-служба университета.#Классическое искусство длинопост лебединое озеро театр чайковский
Первый балет Чайковского, "Лебединое озеро".
«Лебединое озеро» — балет Петра Ильича Чайковского, написанный в 1876 году, в четырёх актах.
Считается, что Чайковского вдохновило посещение Баварии, где композитор увидел знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. Поэтому декорации к классической версии балета до сих пор изображают готический замок в горах. В 1871 году композитор написал для своих родственников одноактный детский балет «Озеро лебедей».
Нойшванштайн сейчас.Через четыре года он получил заказ от Московской дирекции Императорских театров. Предложенное ему либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера было основано на сюжетах народных сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей, и было пронизано романтической идеей всепобеждающей любви.
Чайковский, часто сочинял музыку на заказ, поэтому он охотно взялся это дело. «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что … давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки» как описывал причины он сам. Для балета частично использовалась партитура уничтоженной композитором оперы «Ундина».
Первоначально сюжет был таким: принц Зигфрид празднует совершеннолетие. Друг принца, увидев пролетающих лебедей, зовет его на охоту. Юноша попадает в «гористую дикую местность» с озером. При свете луны заколдованные лебеди сбрасывают крылья, становясь девушками во главе с Одеттой. Принц влюбляется в нее. На балу во дворце для принца танцуют красавицы, но он полон воспоминаний об озере и не хочет выбрать себе невесту. Неожиданно прибывает «злой гений» фон Ротбарт с дочерью Одиллией. Коварная девица притворяется Одеттой и обольщает принца. Он дает клятву верности, тем самым предавая Одетту. «Сцена мгновенно темнеет, раздается крик совы, одежда спадает с фон Ротбарта, и он является в виде демона. Одиллия хохочет. Окно с шумом распахивается, и на окне показывается белая лебедь с короной на голове. Принц с ужасом бросает руку своей новой подруги и, хватаясь за сердце, бежит вон из замка».
Последнее действие во многом совпадает с тем, что мы видим сегодня. Герои, сопротивляясь козням Ротбарта, гибнут в волнах озера.
Премьера прошла 20 февраля (4 марта) 1877 года на сцене московского Большого театра в исполнении артистов императорской труппы. Оригинальная хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру. Балет делился на четыре акта — по одной картине в каждом. Первой исполнительницей партий Одетты и Одилии стала Полина Карпакова. На четвёртом представлении главную партию впервые исполнила Анна Собещанская. Постановка была признана неудачной, продержалась восемь сезонов, после чего сошла со сцены.
Большой театр в 19-м веке
В следующий раз «Озеро» поставят только в 1895-м на сцене Мариинского театра. О партитуре вспомнили, желая почтить память умершего Чайковского. Балетмейстером Маркусом Петипа совместно с Модестом Чайковским, были заново пересмотрены либретто и, совместно с композитором Рикардо Дриго — партитура. Петипа принадлежали хореография I акта, III акт и апофеоз; Льву Иванову — II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт.
Версия Петипа—Иванова стала классической на десятилетия. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография второго, «белого», акта Иванова и «чёрного» Петипа. Однако влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире механического воспроизведения отдельных её элементов. По сути, в ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П. И. Чайковского. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами не балетной музыки П. И. Чайковского прочно вошли в театральный обиход.
В 1933 году в бывшем Мариинском театре балет был переставлен в редакции Агриппины Вагановой. На волне советской пропагандистской борьбы со сказкой и всяким волшебством в искусстве, спектакль стал более «историческим». Партия заколдованной принцессы-лебедя была впервые разделена на двух героинь: принцессу и её соперницу.
Агриппина Ваганова в своей знаменитой позе.В 1969 году Юрий Григорович создал свою версию «Лебединого озера». На сцене Большого театра он сохранил фрагменты Петипа, Иванова и Горского. Но не смог поставить трагический финал: от него пришлось отказаться по-идеологически причинам. Григорович мыслил мотивом двойников: Злой гений стал вторым «я» положительного героя, маячащим у принца за спиной.
В конце XX века на мировых сценах появились разные версии «Лебединого озера», не связанные ни с классическим танцем, ни с прежней постановочной традицией. В поисках новых смыслов хореографы отказывались от традиционного сюжета. Волшебная сказка становилась отправной точкой для разного рода рефлексий на актуальные проблемы современности.
Современные версии:
Швед Матс Эк в своем «Лебедином озере» 1987 года искусно смешал черное и белое. Одиллия притворяется Одеттой, а злая женщина — злым волшебником. Принц становится жертвой клановых козней, история деспотичной матери, не дающей житья застенчивому ребенку, перерастает в гротескную психоаналитическую драму, а к эпатажному облику и пластике лысых лебедей-андрогенов публике в свое время пришлось привыкать.
Из постановки Мэтса
Британский постановщик Мэтью Борн известен балетом, в котором все лебеди — мужчины. Но сделано это не для эпатажа. «Лебединое озеро» 1995 года — гуманистический и светлый спектакль с полностью оригинальной хореографией. Действие происходит в наши дни, а в визуальных реалиях балета многие узнали Великобританию. Это притча об одиночестве и о том, что против стаи идти невозможно и опасно, будь ты птица, обычный человек или особа королевских кровей.
Из постановки МэтьюХореограф Грэм Мерфи, вольно отнесся к партитуре Чайковского, когда в 2002 ставил балет, в котором находят намеки на конфликт между британским принцем Чарльзом и принцессой Дианой. По версии спектакля в Австралийском балете, Одетта вынуждена делить своего любимого с некоей баронессой фон Ротбарт, отчего нежная девушка попадает в сумасшедший дом.
Из постановки ГрэмаОдна из последних версий — «Лебединое озеро» 2014 года в Норвежском балете. Ее автор Александр Экман воспроизвел на сцене историю первой постановки балета в России (с драматическими актерами и словесным текстом) и создал на сцене настоящее озеро, для чего понадобилось 6000 литров воды. Кульминация — драка Черного и Белого лебедя в изысканных дизайнерских костюмах.
Из поставки Экмана
Впрочем, в последние годы наряду с постановочным радикализмом набирает силу противоположное, реставрационное направление, когда современные хореографы пытаются восстановить сценический облик первых представлений балета.
Яйца Фаберже История Искусство
Продолжение этого: https://joyreactor.cc/post/5649269
Коллекция из семи пасхальных яиц семьи Кельх
Эти изделия заказывал русский предприниматель А. Кельх в подарок своей жене Варваре Петровне. Над их созданием трудился ювелир фирмы Фаберже Михаил Перхин. Подарки прекратились после 1904 года — с 1905 года, когда супруги официально начали жить отдельно и их финансовое положение заметно ухудшилось в связи с крахом на русско-японской войне.
«Курочка Кельха»Повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца, но выполнено более роскошно.
Красное эмалевое яйцо, открывается бриллиантовой кнопкой. Внутри разноцветная эмалевая курочка (детальная прорисовка) и миниатюрный мольберт с изображением Цесаревича (изначально, видимо, был портрет заказчицы).
Местонахождения: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.
«Яйцо с панелями»Яйцо отделано двенадцатью эмалевыми панелями. Сюрприз утерян.
Местонахождения: Королевская коллекция Карла III
«Сосновая шишка»Сюрприз — слон с погонщиком
Местонахождения: Коллекция Джоан Крок, Сан-Диего, США
«Цветы яблони»Нефритовое яйцо, по своей красоте и мастерству исполнения не уступающее императорским (из-за чего долгое время считалось таковым). Сюрприз утерян.
Местонахождения: Коллекция Петера Гроопа, Вадуц, Лихтенштейн
«Рокайльное»Сюрприз — сердечко с тремя миниатюрами, очень похож на сохранившийся сюрприз из не дошедшего до наших времен «Мальвового» Императорского яйца.
Местонахождения: Фонд Артура и Дороти Макферрин, США
«Бонбоньерка»Сюрприз — футляр (ювелирная коробка с датой «1903»), внутри — миниатюрный кулон.
Местонахождения: Частная коллекция, Австралия
«Шантеклер Кельха»В этом яйце используется мотив императорского яйца «Петушок». Сюрприз — работающий часовой механизм.
Местонахождения: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.
Остальные четыре яйца Фаберже, первый владелец или заказчик которых известны.
«Яйцо герцогини Мальборо»Повторяет тип императорского яйца «Синие часы со змеёй». Также известно под названием «Розовые часы со змеёй».
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
«Ротшильдовское»На лицевой стороне находятся миниатюрные часы, сюрприз — автоматический петушок из драгоценных камней внутри яйца. Он расправляет крылья, взмахивает ими четыре раза, затем три раза кланяется своей головкой, раскрывает клюв и поёт. Это повторяется каждый час; длительность «выступления» — 15 секунд. После этого концерта колокольчик отбивает часовые удары
Данное яйцо было приобретено у фирмы Фаберже семьей Эфрусси. В 1905 году Беатриса Эфрусси преподнесла это яйцо в качестве подарка на помолвку Жермены Альфан и своего младшего брата, барона Эдуарда де Ротшильда.
Местонахождение: Государственный Эрмитаж
«Яйцо-часы Юсуповых»Яйцо-часы были выполнены для матери князя Феликса Юсупова, богатейшей аристократки, ближайшей подруги императорской фамилии.
Местонахождение: Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Лозанна, Швейцария
«Ледяное яйцо Нобеля»Платиновое яйцо, украшенное гравированной эмалью в виде заиндевевших узоров. Сюрприз — подвеска с часами, украшенная имитацией ледяных узоров из бриллиантов и платины. Корпус подвески выполнен из горного хрусталя.
Яйцо считается подарком русско-шведского предпринимателя Эммануила Людвиговича Нобеля неизвестному лицу (вероятно, русской даме). Было продан парижскому арт-дилеру вскоре после окончания Гражданской войны в России.
Местонахождение: Фонд Дороти и Арти Макферрин
Несколько прочих яиц
Первый владелец, заказчик или год изготовления этих яиц точно неизвестны. Тем не менее, все они рассматриваются хотя бы частью специалистов по творческому наследию фирмы «Фаберже», как подлинные (что отличает их от поддельных яиц и поздних подражаний). Возможно, принадлежали кому-то из членов императорской семьи или высшего общества Российской империи.
«Весенние цветы»Золотое, эмалевое яйцо на подставке из бавенита. Раскрывается на две части, представляя свой сюрприз — корзинку подснежников.
Предполагается, что данный предмет происходит из коллекции императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце, однако эта версия вызывает вопросы. В частности, бросается в глаза сходство букета с сюрпризом из яйца «Зимнее». По одной из версий, яйцо было подарено вдовствующей императрице не императором, а другим членом императорской семьи (иные подобные случаи неизвестны).
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
«Ляпис-лазурное»Внутри сюрприз: миниатюрная императорская корона и подвеска в виде рубинового яйца. Повтор типа «Курочка»
Местонахождение: Художественный музей Кливленда, США
«Яйцо с полосками синей эмали»Сюрприз — агатовый кролик с рубиновыми глазами (по всей вероятности, представляет собой фигурку, изготовленную фирмой Фаберже отдельно, в ряду многих других подобных анималистических фигурок, которой затем, по версии сторонников подлинности предмета, заменили утраченный первоначальный сюрприз).
Местонахождение: Коллекция наследников Ставроса Ниархоса, Париж
«Розовое кварцевое яйцо»
Повторяет тип императорского яйца «Букет лилий».
Местонахождение: Частная коллекция
«Скандинавское»Повторяет тип «Курочка». Происхождение этого яйца достоверно прослеживается от диктатора Норвегии В. Квислинга, в сейфе которого оно было обнаружено (отсюда название).
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
«Сумеречное»Мозаичное яйцо из ляпис-лазури. Хранится в частной коллекции. Сюрприз утрачен.
Единственный раз появлялось на аукционе в 1970-х годах, предположительно, было куплено предшествующим владельцем в Харбине, Китай, вскоре после поражения Белой армии на востоке России.
Местонахождение: Частная коллекция
длинопост Яйца Фаберже Искусство История
К посту: https://joyreactor.cc/post/5649020
«Курочка»
Первый пасхальный подарок серии «императорских яиц». Наиболее простое и классическое яйцо: «белок» из белой эмали, внутри «желток» из золота, внутри него — курочка из цветного золота, а внутри неё — рубиновая корона (утеряна).
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, был арестован британскими властями вовремя выставке в Лондоне в 2022 году.
«Курочка с сапфировым кулоном»
По информации из Государственного архива СССР: «Курица из золота и бриллиантов, вынимающая из лукошка сапфировое яйцо»
Утеряно.
«Золотое яйцо с часами»
Золотое яйцо с часовым механизмом от Vacheron Constantin.
Находится в частной коллекции, однако некоторые специалисты считают, что яйцо поддельное.
«Херувим и колесница»
Двух колёсная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце —херувим с часами.
Утеряно. На изображении 3д модель, воссозданная по описанию, старым фото и наброскам.
«Несессер»
Вероятно, содержал маникюрный набор из 13 предметов.
Утеряно.
«Датские дворцы»
Яйцо, украшенное розово-лиловой эмалью. Разделено на 12 секций бриллиантами огранки «Розой». Пересечения и верхушка украшены чеканными листьями. Внутри сюрприз — миниатюрная ширма в виде 10 акварельных картин-панелей на перламутре с видами дворцов в Дании и России.
Местонахождение: Фонд Матильды Геддингс Грей.
«Память Азова»
Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний восток в 1890—1891годах. Ювелиры — Михаил Перхин и Юрий Николай. Стиль рококо.
Местонахождение:Оружейная палата, Московский Кремль
«Алмазная сетка»Яйцо из бавенита, украшено платиновой сеткой с бриллиантами. Подставка из жадеита(утеряна) в виде трёх державших яйцо херувимов (олицетворяют сыновей императора Александра III: наследника Николая, Георгия и Михаила).
Сюрприз — слон из слоновой кости (датское гербовое животное), в 2015 году обнаружен в Королевской коллекции в Лондоне, до этого считался утраченным.
Местонахождение: частная коллекция Дороти и Арти Макферрин, в Хьюстоне
«Кавказское яйцо»
Яйцона золотой подставке (имитирует гнутое дерево) имеет 4 открывающихся окошка, на дверцах — цифры, образующие год вручения (1893). В окошках — миниатюры мест Кавказа, где жил сын императрицы великий князь Георгий Александрович.
Считается,что сюрпризом являются акварельные миниатюры.
Местонахождение: Фонд Матильды Геддингс Грей
«Ренессанс»Ювелир— Михаил Перхин, использовал за основу ларец Ле Роя (XVII в.), хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен, возможно, хрустальное яйцо «Воскресение» либо жемчужное украшение.
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.
«Синее яйцо-часы со змеёй»Яйцо-часы, выполненное в традициях севрского фарфора. Сюрприз — работающий часовой механизм. Неподвижная змея служит часовой стрелкой.
Заказано в 1894 Александром III для подарка своей супруге, Марии Федоровне; после его скорой смерти преподнесено на пасху 1895 года Марии Фёдоровне сыном НиколаемII.
Местонахождение:коллекция князя Альбера II
«Яйцос бутоном розы»Первое яйцо, подаренное Александре Фёдоровне. Стиль неоклассицизм. Сюрприз — жёлтая роза (в память о Дармштадте, родине императрицы, гордившемся своими цветами).Внутри цветка — корона, внутри которой кулон (утеряны).
Местонахождение:Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
«Портреты Александра III»Ювелир— Михаил Перхин. Яйцо было заказано новым императором для своей матери. На эмаль нанесены инициалы МФ и АIII (Мария Фёдоровна и Александр III), повторены 6 раз и инкрустированы бриллиантами.
Сюрприз утерян. Вероятно, содержало 6 портретных миниатюр императора.
Местонахождение:Музей Хиллвуд, Вашингтон
«Яйцос вращающимися миниатюрами»Яйцо из горного хрусталя, увенчанное крупным сибирским изумрудом, на постаменте из золота и хрусталя. Сюрприз — 12 миниатюр на золотой оси с видами памятных для императрицы мест. Нажатие на изумруд приводит миниатюры в движение.
Местонахождение: Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд
«Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами»Из счета К. Фаберже: «розово-лиловое эмалевое яйцо с 3 миниатюрами». Сюрприз — три портретных медальона (Николая II, Александры и их первого ребенка — Ольги) в виде сердца в неоклассическом стиле на подставке. При нажатии на ножку сердце раскрывается на три клеверных листка. Закрыть можно, нажав на одну из жемчужин.
Само яйцо утеряно, сюрприз находится в коллекции музея Фаберже в Санкт-Петербурге.
«Коронационное»Сюрприз— точная 10-сантиметровая копия Императорской кареты Екатерины II для коронации Николая II. Дверца открывается и откидывается подножка. Утеряны мини-сюрпризы: подставка из жадеита и серебряных нитей, бриллиантовый и изумрудный кулоны.
Местонахождение:Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
«Пеликан»Яйцо покрыто золотом в стиле ампир и увенчано эмалевым гнездом с пеликанами (пеликан— символ благотворительности). Разворачивается на 8 пластин-миниатюр с изображениями учреждений, основанных вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной.
Единственное яйцо, которое имеет бархатный чехол.
Местонахождение: Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд.
«Ландыши»Эмалевое яйцо в стиле модерн, украшенное ландышами из жемчуга. Сюрприз — выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер — Михаил Перхин. Стиль модерн.
Какутверждают, самое любимое яйцо императрицы.
Местонахождение:Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
«Анютины глазки»Яйцо из цельного нефрита на золотой ножке из гнутых листьев. К яйцу подняты стебли пяти бутонов и цветов анютиных глазок, украшенных камнями.
Сюрприз— «мольберт» в виде сердца с медальончиками в виде открывающихся ягод земляники— генеалогическое дерево с портретами.
Местонахождение:частная коллекция Матильды Грей Стрим, Новый Орлеан.
Яйцо-часы «Букет лилий»Еще одно яйцо-часы. Стрелкой является лук Купидона. Одно из самых высоких яиц серии. Украшено желтой эмалью. На вершине яйца из венка золотых роз прорастает букет лилий Мадонны.
Сюрприз— рубиновый пандан с розами, утерян.
Местонахождение: Оружейная палата, Московский Кремль
«Петушок»Яйцо, покрытое эмалью, на подставке. Внутри — часовой механизм.
Сюрприз— выскакивающий из-под ажурной крышки на вершине заводной петушок, способный петь, открывать клюв и махать крыльями.
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
«Транссибирская магистраль»Серебряное яйцо, созданное в честь строительства и открытия Транссибирской магистрали. На яйце отчеканена карта империи с магистралью. Крышка украшена эмалью, увенчана гербовым орлом империи. Подставка из серебряных (позолоченных) грифонов на ониксовом основании.
Сюрприз— механическая модель поезда (паровоз и 5 вагонов).
Местонахождение: Оружейная палата, Московский Кремль
«Гатчинский дворец»Яйцо покрыто эмалью и разделено жемчужными полосками, украшено рисованными узорами. Сюрприз — копия главной загородной резиденции вдовствующей императрицы. Не вынимается.
Местонахождение:Художественный музей Уолтерс, Балтимор, Мэриленд
«Корзинка цветов»Корзинка имеет яйцевидную форму, дугообразную ручку и пышный букет цветов на моховой подложке (из металлических нитей). Цветы выполнены из золота и раскрашены разноцветной эмалью.
Ножка была утрачена и реставрирована позже
Сюрприз утерян или не известен.
Местонахождение: Королевская коллекция Карла III
«Ампир» или «Нефритовое»Содержало миниатюру Великой Княгини Ольги Александровны и её супруга, принца Петра Александровича Ольденбургского.
Местонахождение: Частная коллекция, Нью-Йорк, США (было идентифицировано как яйцо Фаберже императорской серии в 2015 году, хотя впервые после долгого перерыва попало в поле зрения экспертов ок. 1995). Часть экспертов по-прежнему выражают сомнения в том, что найденное яйцо идентично утраченному
«Клевер»Ажурное яйцо в стиле модерн. Узор составляют листья клевера. Покоится на подставке. Сюрприз утерян, предположительно, портретные миниатюры великих княжон. Из-за своей хрупкости очень редко передвигается или транспортируется. Одно из немногих яиц, не покидавших территорию России.
Местонахождение: Оружейная палата, Московский Кремль.
«Датский юбилей»Золотое, эмалевое яйцо, поддерживаемое тремя львами, установлено на постаменте. На вершине — королевский слон. Сюрприз — двусторонний портрет короля Кристиана и королевы Луизы, родителей императрицы, в честь 40-й годовщины их восшествия на престол.
Утеряно. Местонахождение неизвестно
«Пётр Великий»Яйцо в стиле рококо, приурочено к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Внутри модель Медного всадника на сапфировой подставке. По бокам яйца — 4 миниатюры с видами Петербурга.
Местонахождение: Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд
«Лебедь»Лиловое яйцо (любимый цвет императрицы) на горном хрустале, имитирующем водную гладь. Раскрывается не ровно, а будто по линии скола. Сюрприз — золотой(посеребренный) лебедь в корзинке на аквамариновой подставке. Под крылом —заводной механизм, приводящий фигурку в действие.
Местонахождение: Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Лозанна, Швейцария.
«Московский Кремль»Самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Поддерживается дважды воспроизведёнными Спасской и Водовзводной башнями Кремля. Вся конструкция покоится на ониксовом постаменте.
Внутри— заводные часы и музыкальная шкатулка.
Местонахождение: Оружейная палата, Московский Кремль
«Колыбель с гирляндами»Также называется «Трофеи любви». Горизонтально лежащее яйцо, украшенное эмалью в различных техниках. Подставка из оникса поддерживает «колыбель», в которой лежит яйцо. Сюрприз утерян. Стиль Людовика XVI.
Местонахождение: Частная коллекция Роберта М. Ли, США.
«Яйцо с решёткой и розами»Эмалевое яйцо, украшенное решеткой из алмазов, в ячейках располагаются бутончики и листья роз. Ювелир — Хенрик Вигстрём. Сюрприз утерян, предположительно, медальон с портретом царевича Алексея.
Местонахождение: Художественный музей Уолтерс, Балтимор, Мэриленд
«Павлин»Хрустальное яйцо установлено на подставке из витых листьев, раскрывается. Внутри дерево с павлином. Миниатюрный механический павлин может сниматься с веток и приводиться в движение. Ювелир — Дорофеев. Вдохновлено знаменитыми часами-павлином в Эрмитаже.
Местонахождение: Фонд Эдуара и Мориса Сандоз, Лозанна, Швейцария.
«Александровский дворец»Сделано из нефрита с миниатюрами императорских детей. Оригинальная подставка утеряна. Ювелир — Хенрик Вигстрём. Сюрприз — модель Александровского дворца в Царском селе.
Местонахождение: Оружейная палата, Московский Кремль
«Памятное Александра III»Полностью изготовлено из платины. Украшено алмазами. Сюрприз — миниатюрный бюст Александра III из ляпис-лазури.
Утеряно и яйцо, и сюрприз. Местонахождение неизвестно.
Яхта «Штандарт»Изображение яхты императора Александра III. Яйцо из горного хрусталя и ляпис-лазури на подставке из дельфинов. Яхта из золота, почти все детали подвижны.
Местонахождение: Оружейная палата, Московский Кремль
«Конный памятник Александру III»Ренессансное яйцо из хрусталя на подставке из платиновых ангелов. Внутри — золотая модель памятника императору работы Паоло Трубецкого.
Местонахождение: Оружейная палата, Московский Кремль
«Колоннада»Изображение храма любви в виде колоннады, внутри пара голубей, по периметру — ангелы, а на вершине яйца — Купидон. Сюрприз — часовой механизм. Изготовлено в честь рождения долгожданного наследника. Купидон символизирует цесаревича Алексея, 4херувима — сестёр царевича.
Местонахождение: Королевская коллекция Карла III
«Лавровое дерево» или «Апельсиновое дерево»Яйцо образовано из запутанных ветвей дерева, украшенного камнями. Внизу подобие кадки и ограды. Внутри — заводная птичка, действующая, как и петушок в одноимённом яйце.
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.
«15-ягодовщина царствования»Золотое яйцо, разделенное на 16 секторов, в каждом из которых — миниатюры (7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского).
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.
«Наполеоновское»К 100-летней годовщине Отечественной войны. Сюрприз — ширма с 6 миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица.
Местонахождение: Фонд Матильды Геддингс Грей.
«Царевич»Яйцо в стиле Людовика XV выполнено из цельного осколка лазурита и украшено золотым узором. Сюрприз — алмазный двуглавый орёл с миниатюрным портретом царевича Алексея (предположительно, копия с утерянной миниатюры).
Местонахождение: Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд
«Зимнее»Прозрачное яйцо из хрусталя, платины и бриллиантов. Расположено на подставке из хрусталя, имитирующей тающий лед. Сюрприз — плетеная платиновая корзина с подснежниками из кварца.
Местонахождение: коллекция эмира Катара.
«300-летиедома Романовых»Эмалевое яйцо с миниатюрами русских правителей. Поддерживается позолоченным серебряным орлом, стоящим на «щите». Внутри — стальной глобус с обозначенной территорией Российской империи в 1613 и 1913 годах.
Местонахождение: Оружейная палата, Московский Кремль
«Екатерина Великая» или «Розовые камеи»Также известен как «Гризайль» или «Розовые камеи». Золотое яйцо с чеканкой и камеями. Сюрприз утерян — паланкин с императрицей Екатериной внутри. Приводится в движение: арапы, несущие паланкин, переставляют ноги, а сами носилки катятся на колёсиках.
Местонахождение: Музей Хиллвуд, Вашингтон.
«Мозаичное»Платиновая сетка по периметру усыпана драгоценными камнями. Разделено на овалы. На вершине— лунный камень. Сюрприз — камея на подставке с профилями детей. Последнее яйцо без ограничений в бюджете.
Местонахождение: Королевская коллекция Карла III
«Красный крест с портретами»Бело-серебряное яйцо с красным крестом по середине. Сюрприз — 5 портретов близких императору женщин: две дочери, сестра, жена и кузина в форме медсестёр.
Местонахождение: Виргинский музей изящных искусств, Ричмонд
«Триптих Красный крест»Раскладывающееся яйцо, по дизайну похоже на предыдущее. По бокам яйца портреты великих княгинь Ольги и Татьяны. Внутри — изображение Сошествия в ад с изображением святых Ольги и Татьяны
Местонахождение: Художественный музей Кливленда, Кливленд, Огайо
«Орден Святого Георгия»В честь награждения цесаревича Алексея медалью. Эмалевое яйцо, по периметру нанесена георгиевская лента. Сюрприз — портреты императора Николая и цесаревича, появляющиеся из двух георгиевских крестов. Последнее яйцо, полученное Марией Фёдоровной и единственное, которое ей удалось увезти с собой.
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.
«Военное стальное»Стальное яйцо с наложенными золотыми гербами и короной. Стоит на четырех пулях и нефритовом постаменте. Сюрприз — миниатюра: визит императора и наследника в войска. Отсутствие роскоши — результат военного времени.
Последнее, полученное императрицей Александрой. Возможно, блестящая полировка стали сделана во времена СССР, чтобы не появилась ржавчина.
Местонахождение: Оружейная палата, Московский Кремль
«Берёзовое»Согласно некоторым версиям, в 1917 году было изготовлено именно это яйцо. Изготовлено из карельской берёзы, по периметру опоясано золотыми обручами. Сюрприз утерян —механический слон из золота и серебра, украшенный розами и бриллиантами, сохранился лишь золотой ключ к нему.
Подлинность данного яйца вызывает вопросы, так как музей Фаберже в Баден-Бадене претендует также на обладание яйцом Фаберже «Созвездие Цесаревича», вероятный подлинник которого хранится в музее Ферсмана в Москве (см. ниже).
Местонахождение:Музей Фаберже в Баден-Бадене, Германия (коллекция Александра Иванова).
«Созвездие» или «Синее созвездие Цесаревича»Незакончено и не подарено. Драгоценных камней нет. Яйцо предполагалось из синего стекла с нанесенной гравировкой — зодиакальное созвездие цесаревича (созвездие Льва), инкрустированное бриллиантами. Подставка из матового хрусталя в виде облаков и поддерживающих серебряных амуров. Внутри — часы. Амуры, инкрустация бриллиантами и часы не были сделаны или не сохранились.
Было обнаружено в 2001 году в фондах Минералогического музея им А. Е. Ферсмана в Москве, куда его передал на хранение академику А. Е. Ферсману перед эмиграцией из Советской России сын ювелира, Агафон Карлович Фаберже.
Местонахождение:Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана.
«Воскресение»Хрустальное яйцо, внутри скульптура воскрешения Христа. Ножка из 14-каратного золота и жемчужин. Согласно одной из версий, могло служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позже).
Местонахождение: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге.
Это все яйца так называемой Императорской серии. Есть еще 16 яиц, подаренных другим семьям. Для них я сделаю отдельный пост, ибо этот и так достаточно широк.
Отличный комментарий!