Не совсем, у дреджа и ихорида - основа что было на стартовой рука. Ровно как и у пушки.
А вот РГСА или ТЕС (последняя тоже, кстати, является комбой как пушка, но активнее копает колоду) стартовая рука основа, но важнее накопать винконы. У РГСА в качестве винконов - кричи, у ТЕС - куча спеллов и заряженный шторм.
А вот ихорид и пушка чаще играют именно тем, что есть на руке, с поправкой, что туторы равняются винкону в нужный момент, в то время как у других это лишь процесс закрутки или обычной игры.
Лимитед - отдельная тема и сильно разнится от сета к сету, там свои правила колодостроения и оценки существ/спеллов. Сравнивать его с констрактед (а именно его чаще всего подразумевают, когда речь заходит о колодостроении) - абсолютно некорректно.
Кроме того, не следует забывать, что контроль топдека может быть как прямой - смотреть топ колоды и манипулировать с ним - так и косвенный, путём убирания из колоды карт определённого типа (всеразличные рампы за счёт поиска земель, фечки, вытаскивание определённых спеллов). Кроме того, в некоторых колодах вообще клали болт на топ и играли от стартовой руки (РГСА отличный пример - как поставили сюр - так вообще пофиг, что там на топдеке).
Ну свинцовые белила ещё в древней Греции были известны, а ограничили их применение во всех сферах лишь в 20 веке, вроде бы.
Варианты манипуляций с декой есть во всех цветах и даже, внезапно, среди артефактов, так что считать, мол только синий манипулирует топдеком, глупость несусветная.
Спасибо, мил человек!
Ещё бы так Фулл Троттл получить и мне не придётся покупать игр ещё с год....
Цвет - умереть не встать.
Ну и напомню, что свинцовые белила очень долго использовали в косметике, а там всего-то десятку мг через кожу попасть в организм - и уже мозгу начнёт наступать конец.
Кроме упомянутых выше стоит взглянуть на древний Shandalar от Microprose. Там сингл и уже устаревшая механика игры, но до сих пор играется очень ок.
Вастик ману даёт, но используется он в первую очередь как ЛД.
Да, в бельчере одна земля, но там другие мана-дорки (петали, глаза) и это особенная колода.
Земли да, тоже есть, и там, к слову, не только земли, но там собрано очень много земель, которые используются не как мана-дорки.
И большинство колод в легаси освновывается на классическом принципе построения колод.

Я привёл пример из легаси как пример из формата который я играю и знаю, за т-2 и модерном я уже давно не слежу. Но когда заглядываю - я не вижу принципиальных отличий от правил построения. Точно так же - с учётом стабилизации, туторов и мана-курвы строится весь декбилдинг.
Рандом влияет, достаточно сильно, но меньше чем в ХС.
А создание колоды очень сильно влитяет, т.к. от количества различных карт зависит шанс выпадения той или иной. Поэтому вычисляют различное соотношение земель/спеллов, различные земли тоже влияют.
Например у эльфов куча всеразличных мана-дорков (т.е. эльфов которые сами ману смогут дать) и не очень высокий манакост, зато высокое требование к топдекам с митгейме. В итоге в них кладут не очень много земель. Вот, для сравнения:
вполне стандартный эльфболл с 18 землями http://tcdecks.net/deck.php?id=25648&iddeck=201351
и кавблэйд с 22 http://tcdecks.net/deck.php?id=25819&iddeck=202702
Средний манакост в них близок, но в эльфах на 4 земли меньше. Хотя я очень утрирую, тут ещё зависит от того, какие земли (например Wasteland с трудом можно считать за землю, её лучше считать в слоте спелла) и с более внимательным подходом разница в манабазе уже не такая и значительная.
Суть в том, что в МТГ рандом можно свести к минимому (тут и волчки всякие, и туторы, и кантрипы, и проч) и в итоге рандом остаётся на стартовой руке и совсем незначительно зависит от топдека. А в ХС такого нет, если не ошибаюсь.