Подробнее
торы? эрой выставки кого торгового о совершенно В отличие от [кого, верниса-пия гостей — в гажа Союза жури только руко-, искусствове-и журналисты. :й торжествен-е длинных ре-бы детали, но понять, что в и Сибирского а намечаются и, можно было [м деталям. -представлено ж 17 художни-позиции, как и шляют работы »ирцев (М.Ом-Ю.Третьяков, сэров, В.Иван-сь и новые для - это очень ин-оярский живо-эв и москвичи рубенников. Ес-ралах, арендуе-ЮСХ, были вы-ы, не являвши-внностью (еще ь, приобретать вйчас все пред-гины принадле- «То флейта слышится, то будто фортепиано...» Не верьте, это звук баяна КрЛ ИгсЖ декаСШ В шксИ химиЛ списы любил По гм НОГО 3 Наверное, для организаторов конкурса это было проблемой — как его назвать. Всесоюзный? Так Союза третий год уже нет. Международный? На международный пока не тянет. Назвали — Открытый. На 2-м Открытом конкурсе юных исполнителей на баяне и аккордеоне в Туле «Гран-при» предусмотрено не было. Но для одного участника сделали исключение и в грамоту допечатали: «обладателю Гран-при». Этим участником оказался шестнадцатилетний ученик Новосибирской специальной музыкальной школы-лицея Роман Жбанов (на снимке). вшеством в ра-озусловно, ста-яталога. От лимон отпечатан в ажом 5000 эк-оит 10.000 руб-| I, считают руко-ши, вполне оп-юльку двуязыч-глийский) ката->чередь должен >ение о галерее планах галереи, юзвучало отчет -европейский ху-рынок. г январе руково-олее подробно и гг о собственно аспекте работы обходи мост и ак-ировать картины эжникое Именно :ловам эксперта I Оглы, экспози-му будет полол-ши достаточно ожинков, л ерей наступает Ьй деятельности | Новосибирске директор галереи и, в июле экспорт в Барнаул, а ,ю предполагает-Iлекцию в Москву [бург. |Доаало ожидать, ибирского торго-е останется вы л выставок в Но что деньги, ело рами в живопись юить новые день ская торжествен :я майской дело п КАЛУЖСКИЙ. я ома с родителями и младшей сестренкой жил в Ровно, учился в музыкальной школе на баяне, учила его мама. И, конечно, когда в маленький украинский город приехал на гастроли известный.исполнитель, лауреат международного конкурса Александр Крупин, доцент Новосибирской консерватории и директор ССМШ, музыкальное семейство Жбановых этих концертов пропустить не могло. Крупин играл на баяне «Мир», который сам же вместе с.единомышленником, одним тульским мастером, и придумал. «Мир» — баян необыкновенный, он может звучать, как орган, как флейта, как фагот или кларнет. Рома и его мама такого инструмента еще, конечно, никогда не видели и не выдержали — подошли после концерта посмотреть на него поближе. Пока маленький баянист рассматривал регистры, трогал клавиши, хозяин «Мира» заинтересовался самим мальчиком. Пригласил к себе в гостиницу, сунул в руки инструмент — играй. Роман заиграл. Прошел час, другой, третий. Четыре часа. Мальчик играл. Музыкант I слушал. А потом сказал: приезжайте-ка вы в Новосибирск, поступайте в нашу школу, я берусь Рому учить. Лестно? А как же! Но и только. Куда ехать, как? Все бросить — квартиру, работу, учебу, друзей — и на другой конец страны? (Тогда еще, впрочем, единой.) Где — Западная Украина и где — Западная Сибирь! Конечно, они не поедут, спасибо, Александр Витальевич. Но Александр Витальевич был человек настойчивый, на следующий вечер сам пришел к Жбанов ым в гости, почти всю ночь просидели, проспорили — и ведь уговорил-таки! Но не совсем — почти. Пока решили, | что Крупин станет обучать Ромку заочно. Как? А вот так. Ромка шлет в Новосибирск по почте свои магнитофонные записи, а обратно получает крупинские рекомендации. Не бог весть как удобно и споро, но регулярный обмен корреспонденцией не прерывался в течение пол угода До тех пор, пока Жбеновы, собрав по друзьям деньги, не переехали в Новосибирск. Как здесь устраивались, как мыкались без жилья — про то разговор особый. Важнее дру-I гое: Ромку без экзаменов при-[ мяли в ССМШ. преподавателем его стал ученик Крупине Андрей Романов. А потом был первый конкурс. Роман Жбанов оказался на нем самым младшим — 13 лет. Вручая ему диплом без места, утешали: не горюй, парень, ты еще молодой, у тебя все впереди. И сами, видно, не подозревали, как были правы. Впереди предстояли зональные, региональные конкурсы, вторые и третьи места и наконец этот, последний, почти международный конкурс в Туле. Билет до Москвы стоит 22 тысячи. Самолет туда и обратно Роману оплатила школа. А гостиница, кормежка и прочие «мелочи», в конце концов, билеты для мамы? На все это Ромка заработал сам. Как? Музыкант не пойдет разгружать вагоны и газетами торговать ему тоже вроде не к лицу. Роман давал концерты. В банках, на предприятиях, в школах. Банки платили тысячи, в школах маленькие слушатели собирали по десятке. Всего 28 концертов — в актовых залах, конечно, без всякой акустики, в цехах, в офисах... К началу конкурса парень уже забыл, что такое волнение перед выходом на сцену. В Туле Роман с мамой по рекомендации Крупина отправились на фабрику музыкальных инструментов к тому самому мастеру, что когда-то «сочинял» «Мир». Приняли его недоверчиво. Н-да? Ты что же, умеешь играть на «Мире»? Ни за что не поверим. А знаете, что таких баянов у нас в стране единицы? Да что в стране — на всем земном шаре. И стоит один на наши деньги 3,5 миллиона. Впрочем, за рубли мы почти не продаем, разве что вот последний сделали — для ансамбля Людмилы Зыкиной. А делаем мы в пол года-год одну штуку, и ту на заказ. И все же баян — тот самый, что для Зыкиной — Роману в руки дали. А когда он заиграл... бригада прекратила работать. Он заканчивал одну вещь — его ’ просили еще. Приводили гостей из других цехов. Слушателей становилось все больше... На открытие конкурса его в этот день так и не отпустили. А когда и музыкант, и внезапные почитатели его таланта одинаково устали, бригадир сказал: «Ну что ж, значит, держи баян, завтра с ним пойдешь на конкурс». Что вы, замахала руками мама, это ж три миллиона! А если он его, не дай Бог, в транспорте поцарапает? Что вы, сказал Роман, к новому инструменту приспосабливаться надо месяцами, а у меня и времени на репетиции нет! Ничего, ответил бригадир, ночью порепетируешь. Ночью Ромка спал как убитый: притомился на незапланированном концерте. Утром перед выступлением оставалось полчаса, эти полчаса он потратил на «притирку» к новому баяну. - Ему кричали «браво», что во-обще-то не принято на конкурсах. Гордые москвичи удивлялись: как, неужели этот парень из .Сибири? «Болеть» за свой •Мир» пришла вся бригада. Уже потом кто-то из жюри по-свой-' ски ему говорил: «Ну ты, Роман, рисковал, с незнакомым инструментом — и сразу на сцену. Я бы так не смог». — «А я люблю экстремальные ситуации», — отвечал Ромка. — Правда любишь? И много их у тебя было? — это уже спросила я. — Да случались, взять хотя бы те же 28 концертов. В Сиб-академбанке мне отвели место между столами, сказали: нам некогда, мы от работы отрываться не будем, а ты играй. ста и ■ Бот Сможешь — заплатим. Телефоны звонят, люди входят, выходят — мешают ужасно. Но ничего, скоро они про свою работу забыли. А в художественном училище я играл среди мольбертов. Я играл, а студенты под мою музыку что-то на холстах импровизировали. В Ла-дабанке меня предупредили: только не надо ничего заумного, нам бы что-нибудь попроще, вальсочки какие-нибудь. Ладно, отвечаю, давайте я сыграю то, что собирался, а не понравится — пожалуйста, можно и вальсочки. Я играл и рассказывал — о Бахе, о Скарлатти. И меня слушали, и никаких «вальсочков» больше не просили. Теперь я выхожу на сцену без страха, я не боюсь публики, я научился с ней общаться и мне это интересно. К баяну мало кто относится серьезно. На что он годен — только частушки играть. А ведь баян способен на многое — даже не универсальный «Мир», а самый обычный «Рубин» или такой, как у меня сейчас — «Украина». Я его ношу уже три года, как Шварценеггер: 25 кг — не шутка. У человека непривычного после него просто руки от- Первь станд — А поч «Оба-на»? I — Надо 6 ло на ухо» » менно что-те оригинальна жение удовс что-то хорее Часть I | Я окан! ] i Факультет, Ы терский и ре: | I титуха работ! I четыре безза I спектаклей в I 98 рублей. I] ~ Что за р< | I — Играл вещ I роне», играл I j I Пушкиным гне I ®ах типа «Бер I Чев, и русски) И монавтов, лег I Ров, все детск 1 ~ либо был j I I ведьмой, либо Я торый сражаете ■ И современны« И играл молодых! В ших — в общем В ушел из театра i В стве главного Я "-Яшин. И ос нос В Ди стало: хочеш В тись. А я этого Ввело, когда ты ■ московском теат В не успеваешь с В играешь то, что ■ ¡»ело, когда при ■ «нагорло. Пот Ш «л меня в Tea I «Д® сыграть 4 Моя мечта, роЛ| ■ ^давшись, ■ "РВДизации. стг ■ lfIt>'To новое и I ■ Ествст ■ ^еров «в И »шел в никуда I Философ вопрос валиваются. Но и на «Украине» можно подражать клавесину или органу. Сейчас уже на своем инструменте я достиг практически всего,, я исчерпал его возможности и теперь мне нужен другой. А «Мир» — это такой баян, это... среди баянов — все равно что Страдивари среди скрипок. Из Тулы Роман вернулся с грамотой, где специально для него впечатали «обладателю Гран-при», с призами и с приглашением этим летом участвовать в международном конкурсе в Санкт-Петербурге. А «Мир», на котором он так хорошо играл, уехал в Москву к Зыкиной. Жалко, конечно. Нет, тульская бригада, которой так полюбился мальчик из далекого Новосибирска, готова, вопреки всем своим строгим правилам, сделать для него баян. Но у Ромки и его мамы не на* шлось трех с половиной миллионов. А заработать их, даже играя в банках, нет никакой надежды. Нина ПАШКОВА.
на случай важных переговоров,продолжение в комментах
Еще на тему