Римские похороны
Древние римляне почитали своих мертвых. Как и во многих других культурах, предки считались покровителями живущих. Умерших иногда погребали, чаще сжигали. Состоятельные семьи обычно имели собственные кладбища. В любом случае, кладбища располагались вне городской черты. Обычно в память покойного ставили стелу с эпитафией, иногда и с портретом.
Это три поколения римской семьи. Все три стелы заказаны женщиной по имени Vibia Drosis. Насколько я понимаю римскую систему имен, Drosis - имя собственное, традиционно транскрибируется по-русски как "Дросида". Вибии - известный из источников семейный клан плебеев. "Плебей" не значило "бедняк", просто они не были знатью. Один из Вибиев даже стал (ненадолго) императором: https://joyreactor.cc/post/5816929
VIBIA DROSIS FECIT SIBI ET SUS POSTERISQ[UE]
"Вибия Дросида сделала себе и своему потомству"
Характерная для римских матрон прическа с множеством завитых локонов. По лицу понятно, что с такой лучше не спорить.
C[AIUS] VIBIUS FELIX VIXIT ANNIS XXXXIX VIBIA DROSIS FECIT PATRIO SUO CARISSIMO
"Гай Вибий Феликс прожил 49 лет. Вибия Дросида сделала отцу своему дражайшему."
Такую стелу могли сделать и через много лет после смерти. Традиция восковых посмертных масок известна с ранних республиканских времен.
C[AIUS] VIBIUS SEVERUS VIXIT ANNIS XXII VIBIA DROSIS FECIT FILIO SUO CARISSIMO
"Гай Вибий Север прожил 23 года. Вибия Дросида сделала сыну своему дражайшему."
Как видно, Дросида пережила и отца, и сына. О муже ее ничего не известно. Во времена империи женщины не меняли фамилию в замужестве. С точки зрения закона, дочь должна была подчиняться отцу в первую очередь. Вероятно, она овдовела и вернулась в дом отца. Хотя и разводы среди состоятельных римлян были нередки.
Когда в точности жили эти Вибии, неизвестно. В источниках о них не упоминается.
(Metropolitan Museum, NYC)
Подробнее
■ i 11
Древний Рим,Реактор познавательный,Эпитафия,надгробие,сфотографировал сам,фото,длиннопост
Древнеримские бигуди VS Китайские бигуди
Древнеримские, конечно, круче. Надо было иметь специально обученную рабыню, это всякой босоте не по карману.
Вроде есть в тегах
У женщин в Риме очень "разнообразные" имена, это женский род родовых имен. Например, единственная дочь Гая Юлия Цезаря - Юлия ЦЕзарис, если бы у нее была сестра, то старшая была бы Юлия ЦЕзарис МАйор (ударение выделил), а младшая МИнор, если бы дочерей было, например, 4, то - МАйор, Секунда (вторая), Терция (третья), младшая все равно МИнор. Впрочем, мальчиков тоже часто номерами называли, например Квинт (пятый), Септим (седьмой).
Это еще и менялось с течением времени. Впрочем, имя Drosis было, кажется, специфически женским. Известна, например, св. Дросида Римская (St. Drosis), а вот мужчин с подобными именами я не нашел.
Вероятно, это уже ближе к третьему веку и кризису Домината, сильно возросла роль варваров, которые пока предпочитали ассимилироваться в римское общество, в то же время еще сохранялась реалистичность в изображении людей. А то на статуи и портреты времен Константина, например, глядишь, и удивляешься - как могло до такого дойти?
Ваш Константин Великий - это аниме
Да. Если кто не в курсе, то это когда после смерти с лица снимают оттиск воском или другим пластичным материалом чтобы затем отлить из гипса/бронзы/воска маску, которая сохраняет черты умершего. Римляне часто их делали при жизни чтобы остаться в памяти потомков в наиболее презентабельном виде. Их как правило хранили просто чтобы помнить как мертвец выглядел когда-то, во времена когда не было фотографий, а портреты были довольно дорогими. Ну и они были очень кстати когда ваш разбогатевший потомок хотел увековечить вашу память нормальным портретом или скульптурой.
Да, как уже отметили, для этого можно было использовать посмертные маски (imago). Практика снятия и хранения таких масок описана в источниках. Собственно, такие маски снимали еще в XIX веке, например, с Наполеона:
Гермы вроде бы с несколько иными целями ставились (ритуальная маркировка границ).
Языковая семья одна, с общим языком-предком.
Языковая семья та же (индоевропейское)