Реактор познавательный Викинги Всё самое интересное фэндомы познавательно познавательное
Кто попадал на корабли викингов?
Мы многое знаем о викингах, суровых мореходах, торговцах, пиратах и наёмниках северных вод. Мы знаем, что основную массу викингов составляли дренги (безземельные свободные люди). Но ведь далеко не всякий дренг попадёт на драккар к конкретному вожаку. Итак, по какому принципу предводители набирали команду на свои корабли?
Главная задача для любого морского лидера во все времена - сделать так, чтобы команда его слушалась. Вся сложность ситуации капитана судна - ему некуда бежать и команда прекрасно это понимает. Находясь в открытом море на десятках квадратных метрах замкнутого пространства в течение недель среди мужчин, терпящих всевозможные лишения - ситуация взрывоопасная. Несколько неосторожных действий, пара брошенных невзначай слов, и вот, пороховая бочка под капитаном взорвалась и он оказался за бортом. В лучшем случае с горсткой сохранивших ему верность людей. В худшем - став кормом для рыб. Подобными случаями полнится история 17-19 веков; капитанов убивали, выкидывали за борт, заключали в трюмах отнюдь не пираты и головорезы, а матросы даже королевских флотов. Чего уж говорить о неорганизованных пиратствующих в европейских водах язычниках викингах?
Как скандинавский стирэсман (капитан корабля) мог добиться подчинения от нескольких десятков викингов под его руководством? Что им стоило выбросить его за борт, захватить драккар и делать с ним что угодно? Конечно, можно полагать, что на кораблях оказывались люди, вынужденные пойти в поход под страхом смерти. Во всяком случае, Закон Гулатинга (11-12 вв.) утверждает именно то, что все свободные мужчины обязаны пойти в лейданг (морское ополчение) или же пожертвовать на его содержание. Но стоит заметить, что такая практика реализовалась только с возникновением королевства, то есть, с появлением более-менее регулярной формы государственности, когда абсолютно всё население всё-таки было обязано перед своими правителями. Но какие механизмы могли действовать в догосударственный период, в эпоху расцвета викингов? Ведь, зачастую, даже два соседствующих конунга или ярла не могли договориться и убивали людей друг друга? Разве могли они плыть вместе?
Неожиданно, но подсказку можно найти, глядя на шведскую армию 17 века. Пехота войска Густава-Адольфа набиралась в роты по родовому признаку. Каждый взвод формировался из солдат, родившихся в одном месте, так что, они приходились друг другу либо родственниками, либо очень близкими знакомыми. Эта система берёт начало из средневековья. И судя по многим источникам, частоте упоминания родственных связей в сагах, эта же система комплектования войска была основополагающей и в эпоху викингов. И это логично. Чужие и случайные люди на корабле - опасны, они могут не подчиниться, могут поднять бунт. А вот свои будут связаны с вожаком родственными узами. Они не только будут движимы чувствами кровной мести и родства, но и связаны ответственностью перед другими членами рода, если пойдут вопреки воле главы рода. К слову сказать, подобная система строительства войска, основанная на больших патриархальных семьях, характерна для всех сообществ проходящих позднюю стадию родовых отношений, коим была и Скандинавия в 8-10 вв.
Таким образом, можно с достаточной степенью достоверности сказать, что на корабли викингов случайные люди не попадали. Подавляющее большинство дренгов на драккарах, приходились роднёй своему предводителю в той или иной степени. Разумеется, чем богаче было снаряжение воина, тем в более близком родстве он состоял с вожаком - самым богатым и авторитетным человеком в роду, как правило, его главе. Соответственно, морские походы викингов в 8-10 веках, были ничем иным, как рейдами больших семей, возглавляемых их главами, либо старшими сыновьями глав. Косвенно, на это же указывает и этимология слова "konung", восходящего к корню "kunją", что значит род (ср. лат genus). Иными словами конунг означает - "старший в роду", что полностью укладывается в гипотезу, изложенную выше.
Статья взята из группы: https://vk.com/public_ecumene
Wh News Ultramarines Primaris Space Marine Navigator Inquisition Servo Skull Belisarius Cawl Adeptus Mechanicus Rogue Trader Blackstone Fortress Warhammer 40000 Imperium Psyker фэндомы Space Marine Ambul Scythes of the Emperor
1 июня в Англии прошла конференция Black Library Live, где были представлено огромное количество интереснейших книжных новинок.
1) Belisarius Cawl: The Great Work от Гай Хэйли
Велизарий Коул отправляется на Соту - бывший дом ордена Кос Императора. Обещают, что книга будет играть огромное значение для лора вселенной Warhammer 40k.
2) Knights of Macragge от Ника Кайма
Ник Кайм поведает о том, что же произошло с Като Сикарием, после того как он пропал в начале Крестового Похода Индомитус.
3) Rites of Passage от Майка Брука
Политический роман о доме навигаторов за авторством новичка Майка Брукса.
4) Vaults of Terra: The Hollow Mountain от Криса Райта
Инквизитор Эразм Кроул раскрыл смертельный заговор, который ведёт в самое сердце Терры. Одна из самых важных для меня новинок.
5) The Beast Inside от Дариуса Хинкса
аудиодрама про амбулла в Чернокаменной крепости
6) Vaults of Obsidian от разных авторов
антология коротких историй
7) обновление энциклопедии «The Sabbat Worlds Crusade», где происходит действие серии «Призраки Гаунта». Книга будет с новыми иллюстрациями и комментариями автора, в ней будут все события от самой первой книги до последней.
Хорошие новости для любителей Кровавых Ангелов!
Будет 3 книга про Мефистона Mephiston: City of Light от Дариуса Хинкса и новинка про Данте Dante: Darkness of the Blood от Гая Хэйли. Всё это должно пролить свет на Империум Нигилус.
Хорошие новости и для любителей «Ереси Хоруса». Объявлены две следующие книги в цикле «Siege of Terra» — «The Lost and the Damned» и «The First Wall».
В цикл также войдёт отдельный роман «Valdor: Birth of the Imperium», который расскажет о создании Империума и раскроет несколько секретов Императора...
Реактор познавательный Всё самое интересное фэндомы История познавательно познавательное Aldraw
СТАРШЕРУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ: Магия Предметов
Старший Футарк — это важная веха в развитии германских народов, это продукт культурного синтеза, который дал начало германской обособленности от соседних культур. Руны — это символ культуры, из которой родилась вся средневековая Европа, эпоха викингов, Британская Империя и даже Соединённые Штаты Америки, если угодно. Это тот единый культурный багаж, который позволял переносить с собой единый мифологический сюжет, как контекст восприятия действительности, что создавало некую германскую общность и взаимодополняемость. Это было возможно, поскольку каждая руна несла в себе не только смысл, но и сюжет. Всё началось с него, со Старшего Футарка. Его история была неравномерной. Он деградировал в Скандинавии и вновь усложнялся в Исландии. Он расцветал в Англии и Франкии, им записывали историю, а затем искореняли. Его вновь возрождали британские и американские англосаксонисты 18 и 19 веков. Но всё началось с древнего Старшего Футарка. И именно Старше-Руническим надписям посвящается эта обзорная статья.
В дохристианский период рунические надписи были больше чем просто способом донести ту или иную информацию. Особенно ярко это выражалось в период Старших Рун, хронологические рамки которого укладываются между 2 и 7 вв. н.э.. Тогда руны имели более глубокий смысл и было их больше. Даже написание простой фразы о том, что вещь принадлежит кому-то, устанавливала между хозяином и предметом загадочную связь, почти магическую -- все теперь знали, что это вещь чья-то. Римляне, с их развитой юридической системой, называли это явление правом собственности. Северные варвары понимали это по-иному, как владение, «держание» чего-либо (ср. англ. to hold; to keep) но не буквально в руках, но посредством каких-то иных сил, которые заставляли всех признать, что конкретная вещь принадлежит конкретному человеку. Очевидно, эта мысль появилась у германцев примерно во 2-3 вв., когда их общество начало постепенно расслаиваться и у людей стали появляться предметы личного пользования, а не только общего родового владения.
Чтобы зафиксировать связь между предметом и владельцем достаточно было написать своё имя и слово «сделал» (надпись) или «резал» (надпись). После этого, вещь становилась вашей. С этой точки зрения интересен коробок, найденный в Гарбэлле, Дания.
Надпись DR EM85;88 (DK Sj 62) - ГАРБЭЛЛЕ, ЗЕЛАНДИЯ, ДАНИЯ.
Надпись сделана на языке Proto-Norse и была создана не позднее конца 6 века. Надпись расположена на деревянном коробке из эбенового дерева.
Латинская транслитерация:
hagiradaR ÷ tawide ÷
Нормализация на Proto-Norse:
Hagiradaz tawide.
Перевод на английский:
"HagiradaR made."
Русский текст:
Хагирадаз сделал
Данная порода дерева произрастает только в Индии, на о. Цейлон и в Африке. Соответственно, торговое сообщение между Индией или Африкой со Скандинавией существовало уже к 6 веку. Разумеется, оно происходило через Римскую империю или её преемников. В этом ничего удивительного нет. Впрочем, есть мнение, что данный коробок был создан римлянами, куплен северянами, а сама надпись свидетельствует лишь о том, что Хагирадаз сделалнадпись, но не сам коробок. Крайне сомнительно, чтобы северяне закупали у римлян такое сырьё как древесина для поделок.
Коробок — довольно ценный предмет, особенно, если был сделан римлянами, или валлам, как их называли в то время германцы и скандинавы. В такой можно сложить другие свои предметы и ценности. Например, в коробке можно было хранить скребок для обработки шкур, очень ценный инструмент для кожевника.
Надпись DR EM85;93 (DK Syd 13) - СЛЕММИНГЕ, ЛУЛЛАНН, ДАНИЯ.
Скребок для шкур из оленьих рогов. Датирован 5-7 вв.
Латинская транслитерация:
witri=ñ
Нормализация на Proto-Norse:
Witring
Русский текст:
Витринг
Витринг — имя собственное, либо мастера, сделавшего инструмент, либо его хозяина.
Конечно, имя на предметах могло означать и их изготовителя. Но всё же, это более характерно для вещей, начиная с 6 века, поскольку ранее этого времени чем дальше на север от Римской Империи, тем меньше были развиты трудовые отношения. Ремесленное производство было, но оно не было мелко-товарным, то есть мастера практически не производили предметы на продажу за деньги, а в основном для удовлетворения потребностей собственного племени, в крайнем случае для обмена на что-то недостающее с соседями. Соответственно, не было смысла мастеру писать своё имя на предмете в целях рекламы, как это начало происходить позднее, с начала 6 века и далее. В городищах с населением максимум в пару тысяч человек, все и так знали, кто и что делает.
Владельцы писали имена, чтобы запечатлеть свою власть над предметами. Как правило, это были предметы привезённые с юга, от римлян. В этот обзор попали фибулы, наконечники копий, один нож, накладки со щитов и т. п., все без исключения найденные в Дании. Большинство из низ относится к третьему веку. Это одни из самых древних примеров Старше-Рунических надписей.
ФИБУЛЫ
Особой категорией предметов в обществе древних датчан были римские фибулы. Судя по всему, их завозили сюда в достаточно больших количествах. Вне сомнений, серебряная римская фибула была предметом, показывающим высокий статус её хозяина. По нашим меркам, это что-то вроде новейшей модели iPhone или, быть может, даже часов от Rolex.
Надпись DR EM85;123 (DK Sj 21) - ВЭРЛЭСЕ, ЗЕЛАНДИЯ, ДАНИЯ.
Латинская транслитерация:
alugod
либо
alu god
Нормализация на Proto-Norse:
Alugod[o].
либо
Alu god.
Русский текст:
Алугод
либо
Добрый эль
Фибула могла быть даром римлян северянам-соседям, а могла быть и предметом роскоши, который был куплен северянами у соседей-южан. Торговля между жителями Ютландии и римлянами в 2-5 вв. была достаточно оживлённой — об этом свидетельствуют многочисленные находки. Надпись на фибуле является именем собственным хозяина вещи или торговца, который перепродал эту фибулу. Либо, по второй интерпретации, эта вещь была ритуальным украшением, одеваемым богатым человеком на церемонии, ритуалы и пиры/блоты: alu (эль) упоминается на других предметах явно ритуального характера.
Три руны, Ansuz, Laguz, Uruz, также рассматриваются исследователями как одна из древнейших рунических формул и примером реальной исторической рунической магии, иногда даже метафорой для неё. В более поздних источниках 13 века есть упоминания о неких «рунах эля» (ölrúnar, «Речи Сигрдривы»).
Надпись DR EM85;126 (DK SJy 46) - НЭСБЬЕРГ, ЙИЛЛАНН, ДАНИЯ.
Ещё одна римская фибула, имеющая руническую надпись, датированную 2-5 вв.
Латинская транслитерация:
-ara(f)n(i)s-
Нормализация на Proto-Norse:
[W]arafnisa(?)
Русский текст:
Варафниса
Надпись, скорее всего, также является именем собственным. Стилистика начертания рун похожа на руны с колдовского предмета, посоха или нидстанга из Хемпруда, Даниия
Надпись DR EM85;128A (DK Sk 41) — ГОРДЛЭСА, СМЕДСТУРПС, СКОНЕ.
Надпись на серебряной фибуле датирована 2-5 вв. Фибула римско-галльского типа, простейшей конструкции, могла быть изготовлена местными мастерами. Впрочем, этот предмет статусный, а статусные предметы в то время, как правило, покупались у иностранцев, ведь уникальность всегда подчёркивает высокий статус. Предметов местных мастеров -- много, а вот сделанные римскими умельцами -- единицы. Сейчас, вы можете купить новейшую модель Лады или Volkswagen, собранный в России, но настоящий американский Cadillac или Ford-Mustang всегда будут выглядеть роскошнее. Все знают, что простому человеку их не достать… Так же было и с римскими фибулами, которые попадали к древним датчанам.
Латинская транслитерация:
ek unwod(R)
Нормализация на Proto-Norse:
Ek Unwodz.
Перевод на английский:
"I, UnwodR./ I, Unwod made"
Русский текст:
Я, Унводаз
Надпись DR EM85;128B (DK Sj 74) - ХИМЛИНЙОЙЕ, ПРЭСТЁ, ЗЕЛАНДИЯ, ДАНИЯ.
Римская фибула, серебряная с золотыми украшениями, с нанесённой Proto-Norse надписью, датирована 2-5 вв.
Латинская транслитерация:
(w)iduhudaR
Нормализация на Proto-Norse:
Widuhundaz
Русский текст:
Видухундаз
Имя собственное Видухундаз означает «Лесной Пёс». Некоторые склонны сближать это понятие с понятием «Волк» или именем Ульф/Ульв. Имя Ульв может иметь довольно сложную историю. В германском миропонимании назваться волком или быть названным волком, означало оказатьcя вне закона, стать разбойником, который вынужден скрыватьcя в лесу от правосудия — смертной казни. Поэтому, очевидно, на фибуле нет прямой надписи «Волк», а есть только поэтическая метафора или кеннинг «Лесной Пёс». В то же время, «Лесной Пёс» — подлинное имя, но в древних обществах суеверия чаcто налагают табу на упоминание настоящего имени, что приводит к превращению подлинного имени в тайное и появлению общеупотребительного имени-прозвища, которое могло быть и совершенно иным, а могло быть метафорой. В случае с «Лесным Псом» метафорой или кеннингом будет «Волк». Это может показаться бессмысленным, но для архаичного сознания было важно перенесение сути. Суть «Лесного Пса» в том, что он не хищный волк и не враг человека, а просто обитатель лесов. Если же «Волк» используется в качестве слова-замены или кеннинга, то его суть уничтожается, поскольку это просто притворство. Поэтому имя Ульф-Волк принималось обществом, а вот присуждение статуса волка часто звучало как приговор.
Надпись DR EM85;129 (DK NJy 48) - ЛУНДЕГОРДЕ, ЮЛЛАНН, ДАНИЯ.
Фрагмент римской фибулы был найден на месте погребения в Нэфлинг согн, Флескум херред в 1963 году. Надпись сделанная на Proto-Norse и сам предмет датированы 2 веком. Это одна из старейших старше-рунических надписей.
Латинская транслитерация:
bidawarijaR talgidai
bidawarijaR (бидаварийяз) -- существительное, которое означает «хранитель заповеди». В сокращении оно совпадает с именем Бивар (Bivar). talgidai — глагол в 3 лице, означает «режет». Таким образом, надпись может означать: «Бивар вырезал».
Надпись DR MS1995;322 (DK Sj 79) - СКУВГОРДЕ, ПРЭСТЁ, ЗЕЛАНДИЯ, ДАНИЯ.
Римская серебряная фибула с золотыми украшениями, датирована 210/220 — 250-260 гг., имеет старше-руническую надпись.
Латинская транслитерация:
lamo ÷
talgida
Нормализация на Proto-Norse:
Lamo talgide
Перевод на английский:
"Lamo cut."
Русский текст:
Ламо резал
Особенность надписи в том, что она читается в разные стороны. Как можете видеть, на фото надпись перевернута. Надпись слева направо (в перевёрнутом виде) означает Lamo, заканчивается o-руной (Othala). Остальная часть (talgide) читается справа налево (в перевёрнутом виде).
КОПЬЯ
Не только предметы бытового использования, такие как коробки, инструменты и фибулы покрывались надписями. Отдельную категорию составляло и оружие. Римское оружие ценилось на севере очень высоко. Мечи-гладиусы и копья-гасты, выкованные за Лимесом в Румвале, как называли древние германцы и скандинавы Римскую Империю, были намного более высокого качества, чем произведения местных кузнецов. Оно ценилось настолько высоко, что о валльской стали помнили даже в 13 веке. Кроме того, обладание оружием могущественного врага — это чувство превосходства, если и не над этим самым врагом, то, как минимум, над соседями, у которых такого оружия нет… пока что нет.
Надпись DR MS1995;334B (DK Fyn 22) — ВИМОСЕ, ОДЕНСЕ, ФЮН, ДАНИЯ.
Стальной наконечник копья, изготовленный в 210/220 — 250/260 гг. имеет старшеруническую надпись.
Латинская транслитерация:
wagnijo
Нормализация на Proto-Norse:
Wagnijo
Русский текст:
Вайнийо
Смысл надписи не ясен. Либо это имя кузнеца, поскольку есть ещё два наконечника, найденных в Иллерпуе, с такой же надписью. Либо это обращение к богу войны, либо какая-то руническая формула. Возможно, это имя очень могущественного вождя. Однозначного толкования нет.
Надпись DR MS1995;335A (DK MJy 88) - ИЛЛЕРУП, СКАНДЕБОРГ, ДАНИЯ.
Стальной наконечник копья, датирован 210/220 — 250/260 гг. имеет старшеруническую надпись.
Латинская транслитерация:
wagnijo
Нормализация на Proto-Norse:
Wagnijo
Русский текст:
Вайнийо
В отличие от предыдущего образца, этот наконечник сохранился хорошо. Судя по всему, это наконечник гасты, единственного римского неметательного копья.
Надпись DR MS1995;335B (DK MJy 89) - ИЛЛЕРУП, СКАНДЕБОРГ, ДАНИЯ.
Третье копьё с идентичной надписью. Как и другие, эта гаста датирована 210/220-250/260.
Латинская транслитерация:
wagnijo
Нормализация на Proto-Norse:
Wagnijo
Русский текст:
Вайнийо
wagnijo является однокоренным словом слову «колесница» (vogn) и имени Вагн (Vagn). Римское оружие было очень ценным даром для древних обитателей Дании. Об этом красноречиво говорит гладиус из Тросберга, чья рукоять была достаточно богато украшена по римским меркам.
ЩИТЫ
Щиты также имели своих повелителей, чьи имена запечатлевались на стальных накладках. В Иллерупском захоронении было найдено несколько подобных накладок. Однако, скорее всего, имена наносились только на церемониальные щиты, предназначенные для погребения. Никаких имён на боевых щитах быть не могло. Причина очень проста. Щит всегда виден врагу. Если на нём написать имя, враг его узнает. Узнав ваше имя, выживший враг (выживаемость в битвах древних дней была гораздо выше, чем может показаться), как минимум, может навести на вас порчу. Но это причина умозрительная. Фактическая, и гораздо более прозаичная, заключается в том, что зная ваше имя, враг будет знать кого искать и однажды придёт и отомстит вам, убив вас или кого-то из ваших близких. «Кредо супер-героев» о сокрытии своего имени в древности было не интригующей деталью, а насущной необходимостью. По этой же причине вожди и короли, герцоги и лорды всегда, априори, считались храбрецами — они не скрывали своего имени, все знали, кому нужно мстить.
Надпись DR MS1995;334C (DK MJy 85) - ИЛЛЕРУП, СКАНДЕБОРГ, ДАНИЯ.
В погребении в Иллерупе были также найдены накладки со щитов, датированные 210/220 — 250/260 гг, покрытые руническими надписями.
Латинская транслитерация:
swart a
Нормализация на Proto-Norse:
Swarta
Перевод на английский:
Swart
Русский текст:
Чёрный/Тёмный
Надпись DR MS1995;336B (DK MJy 86) - ИЛЛЕРУП, СКАНДЕБОРГ, ДАНИЯ.
Ещё одна накладка со щита из погребения Иллеруп, 210/220-250/260 гг.
Латинская транслитерация:
niþijo tawide
Нормализация на Proto-Norse:
Niþijo tawide.
Перевод на английский:
"Niþijo made."
Русский текст:
Нидийо вырезал
Накладка на щит даёт понять, что это были традиционные германские щиты, похожие по типу на галльские. Накладка выполняла ту же функцию, что и умбон на более поздних рондшильдах. Имя Нидийо может указывать на низкий социальный статус владельца щита, поскольку оно имеет общий корень с такими определениями как nīþ и nīðing, обозначающими отбросы общества.
DR MS1995;336C (DK MJy 87) - ИЛЛЕРУП, СКАНДЕБОРГ, ДАНИЯ.
Ещё одна накладка со щита 210/220-250/260 гг. из погребения из Иллерупа.
Латинская транслитерация:
laguþewa
Нормализация на Proto-Norse:
Laguþewa / LaguþewaR
Русский текст:
Лагутеваз
Лагутеваз означает либо Морской слуга, либо Законов слуга.
В последний раздел попали предметы различного назначения. Они весьма разнообразны, но вместе с надписями, сделанными на них, весьма интересны. Наслаждайтесь =)
Надпись DR MS1995;339 (DK MJy 92) - ИЛЛЕРУП, СКАНДЕБОРГ, ДАНИЯ.
Также в погребении Иллеруп была найдена бронзовая окантовка питейного рога или же это был сигнальный рожок. Датировка та же: 210/220-250/260 гг. На поверхности начертано 3 руны.
Латинская транслитерация:
fu--R
fra
Нормализация на Proto-Norse:
Fu[ni]z(?) ??????
Значение и токование надписи не ясно. Вероятно, это некая магическая формула, подобная формуле alu.
Надпись DR MS1995;340 (DK Fyn 31) - МЭЛЛЕГОРДСМАРКЕН, ФЮН, ДАНИЯ.
Надпись на клинке ножа датирована 4 веком.
Латинская транслитерация:
hth
sh(k)o
???????
Смысл рун не ясен.
Надпись DR MS1995;341 (DK SJy 67) - НЮДАМ ЕНГСОМ, СЭЕНДЕРБОРГ, ДАНИЯ.
Надпись на древке топора датирована 300-350 гг.
Латинская транслитерация:
wagagastiR
alu : -(-)hg(u) sikijaR : aiþalataR
Нормализация на Proto-Norse:
Wagagastir. Alu. [Wi]hgu(?) Sikijar(?) Aiþalatar.
Русский текст:
Вагагастиз. Эль. Воин. Сикийаз Айталатаз
На древке упомянуто три имени собственных
Надпись DR MS1995;337 (DK MJy 91) - ИЛЛЕРУП, СКАНДЕБОРГ, ДАНИЯ.
Бронзовый диск-накладка из погребения из Иллерупа, датировка 210/220-250/260 гг.
Латинская транслитерация:
fir(h)a / fir(u)a
?????
Надпись не берутся как-либо определённо интерпретировать. Но исходя из слова, в которое складываются руны, и очертаний грибообразной конической фигуры, можно допустить, что на диске написано слово «сосна» (дат. fyr, англ. fir, нем. Föhre, OE fyrh, furh и ON fýri) и она же и изображена. Прагерманские корни furhō, furhijǭ означали хвойное дерево, сосну, ель. В языческой традиции множества европейских народов шишка символизировала собой плодородие и была связана с древом жизни. Хвойные деревья ассоциировались с древом жизни на всём протяжении от Ближнего Востока до Скандинавии.
DR MS1995;338 (DK MJy 93) - ИЛЛЕРУП, СКАНДЕБОРГ, ДАНИЯ.
Надпись на деревянной рукоятке датирована 210/220-250/260 гг. найдена в том же захоронении в Иллерупе.
Латинская транслитерация:
gauþR
Нормализация на Proto-Norse:
Gauþz(?).
Русский текст:
Гаудаз
Надпись обозначает имя Гаудаз, судя по всему, это одно из имён Одина — Гауд. Если так, это одно из древнейших упоминаний имени Гауд.
Надпись DR EM85;161 (DK Bh 47) - ЛОУСГОРД, БОРНХОЛЬМ
Старшеруническая надпись сделана на бусине и датирована не позднее 6 века.
Латинская транслитерация:
...-jhiltn-/...-Ahiltn-/...-sHilta
t(m)/t(M)
Значение неясно. Однако бусины с руническими надписями, надо полагать, были не такой уж редкостью.
Как можете видеть, предметы, покрытые рунами, весьма разнообразны. В данный обзор вошли предметы исключительно с надписями на языке Proto-Norse, выполненные рунами Старшего Футарка и обнаруженные в Дании. Вы сами сможете видеть, что Ютландия, хотя и была захолустьем, но всё же имела довольно интенсивные связи с римской культурой. Едва ли это был прямой контакт, скорее через батавских, франкских и маркоманских посредников, но всё же, процесс культурного обмена происходил.
Статья взята из группы: https://vk.com/public_ecumene
Илюстратор: https://vk.com/publicofaldraw
Всё самое интересное фэндомы Назад в прошлое Викинги корабли Aldraw Реактор познавательный познавательно познавательное
VIKING LONG SHIPS: Война и Погребения
Ormr inn Langi, пожалуй, был самым легендарным кораблем во времена викингов, что-то сродни Летучему Голландцу, но только рубежа 10-11 вв. Имя корабля значит Длинный Змей. И бороздил на нём северные моря никто иной как сам Олаф Трюгвасон, огнём и мечом крестивший норвежское побережье. История появления Длинного Змея сама по себе захватывающая и кровавая, как и все скандинавские саги.
Захватив власть и приступив к своей миссии христианизатора, король Олав Трюгвасон шёл вдоль побережья Норвегии на север, когда столкнулся с Раудом Сильным, конунгом-чародеем, который отказался принимать христианство. После кратковременной стычки, Рауду удалось сбежать от Олава. Но Сын Трюгви не сдался, а лишь ушёл на время, чтобы потом вернуться за победой. Спустя несколько недель Рауд Сильный оказался в руках у короля Олава, который сделал ему однозначное предложение: крещение или смерть. Рауд, практически в традициях йомсвикингов, проклял Христа перед Олавом Трюгвасоном, чем разозлил короля настолько, что он обрушил праведный гнев на язычника: приказал воткнуть Рауду в рот полый стебель дудника и запустил в него змею. Затем, раскалённое до красна железо поднесли к верхнему отверстию трубки, чтобы напугать змею и та нашла свой путь сквозь гортань Рауда. Спустя несколько минут конунг-чародей скончался в жутких муках, когда змея прогрызла себе путь наружу через бок Рауда.
Олав Трюгвасон отпраздновал победу и присвоил себе всё добро конунга Рауда, среди которых был огромный корабль, самый большой, который когда-либо знали в Норвегии. Именно на этом судне Рауд и сбежал от Олава при первой их встрече. Сын Трюгви был рад завладеть им. Он назвал его Ormr inn или Змей.Забрав его с собой в Трондхейм, Олав приказал использовать Змея как образец и построить ещё более крупный корабль. И такой был создан. На нём было 34 скамьи для гребцов, что на 2 больше чем у Змея. Таким образом, корабль стал самым большим на Севере и вмещал 68 гребцов помимо дополнительных членов команды, численность которых могла достигать ещё 70-80 человек. И вот его-то Олав Трюгвасон и назвал Длинный Змей, недвусмысленно давая всем понять, что у него самый длинный… корабль в Норвегии. И именно на Длинном Змее Олав нашёл свой конец в битве при Свольдере. Этот гигантский драккар сдался последним. По легенде, Олав не погиб, а чудом спасся и однажды он вернётся, снова завладеет своим Длинным Змеем и отомстит врагам.
Но какой смысл был мериться кораблями? В кораблях хоронили, закапывая их, тем самым создавая курганы. Чем больше был корабль, тем больше был и курган. А чем больше курган, тем дальше и лучше его видно. А значит, память о том, кто в нём похоронен, будет жить дольше, а известно о нём будет дальше. Но самое главное, что размер корабля всегда был прямо пропорционален величине богатства и власти его хозяина. Не имея денег и влияния вы никогда не сможете позволить себе большой корабль, а значит, ваша свита всегда будет ничтожной, по вашей смерти не насыпят большого кургана, и память о вас не проживёт больше, чем люди, которые вас когда-то знали, молва о ваших деяниях умрёт вместе с ними. Поэтому, мериться кораблями было очень важно, и Длинный Змей сослужил добрую славу Олаву Трюгвасону, не смотря на то, что короля в нём так и не похоронили.
ГОКСТАДСКИЙ КОРАБЛЬ
Современные исследователи полагают, что Длинный Змей мог достигать 45 метров в длину и от 5 до 6 метров в поперечнике. К таким выводам пришли, основываясь на масштабах Гокстадского корабля, крупнейшего из дошедших до наших дней судов эпохи викингов. Обнаруженный в 1880 году драккар имеет длину в 23,8 м. и ширину в 5,1 м.
Корабль вмещал 32 гребца помимо дополнительных спутников предводителя, всего, по оценкам исследователей, он мог нести на себе от 40 до 70 человек. Корабль из Гокстада был частью погребения, известного как Гокстадский курган (Gokstadhaugen)или Королевский курган (Kongshaugen). Обнаружен он был то ли по случаю, то ли нет: сыновья владельца фермы Гокстад слышали легенды, связанные с курганом, о том, что в нём живёт мёртвый король и т.п. В январе 1880 года они вскапывали землю на кургане, то ли из интереса, вызванного легендами, то ли подготавливая землю к пахоте, и наткнулись на нос корабля. Когда эта новость достигла Осло, на место прибыл Николай Николайсен, глава Общества по Сохранению Норвежских Древностей. Он приступил к раскопкам уже в феврале.
По результатам дендрохронологического анализа было установлено, что деревья, из которых был построен корабль, были срублены около 890 года н.э. В это время Норвегией правил Харальд Хорфагер, а норвежские викинги были очень активны в ирландском Дублине и английском Йорвике.
Гокстадский корабль в Viking Ship Museum в Осло, Норвегия
Погребальной камере, сложенной из досок, были найдены останки мужчины, крепкого телосложения, ростом около 181 — 183 см.
Реконструированная погребальная камера и две малые лодки
В дополнение к кораблю, в погребении были ещё три мелких лодки, сани, снаряжение для верховой езды. Остальные погребальные дары, судя по всему, были разграблены ещё в Эпоху Викингов; ни золота, ни серебра найдено не было, равно как и оружия, считавшегося очень ценной частью погребальных даров.
У Гокстадского корабля уцелело основание мачты, а также стойка в форме, предположительно, Иггдрасиля, символизирующего сушу. В море, как полагают на такие стойки вешали фонари.
Гокстадский корабль имеет несколько копий. Первая из них, Viking, была построена в 1893 году. Судно отплыло из норвежского Бергена и пересекло Атлантику для демонстрации на выставке в Чикаго, где и остаётся по сей день.
Viking, Чикаго, 1893 г.
Также есть копии под именами Gaia (Согнефьорд, Норвегия), Hugin (построен к 1500 годовщине прибытия Хенгиста и Хорсы в Британию, Рамсгейт, Англия) иMunin (уменьшен вдвое, Ванкувер, Канада), Íslendingur (пересекла Атлантику в 2000 г., Мировой музей истории викингов, Исландия) и Hjemkomst (Миннесота, США).
ОСЕБЕРГСКИЙ КОРАБЛЬ
Одним из крупнейших кораблей Эпохи Викингов считается корабль из Осеберга. Он был обнаружен при раскопках Осебергского кургана археологами норвежцем Хокуном Шетелигом и шведом Габриэлем Густавсоном в 1904-1905 годах. Обнаружение корабля стало отличным подарком ко дню обретения Норвегией независимости от Швеции 7 июня 1905 года.
Судно полностью построено из дуба. Исследования показали, что погребение было сделано осенью 834 года, некоторые фрагменты корабля — 800, но строительство самого судна относят к концу 8 века.
Осебергский корабль в Viking Ship Museum в Осло, Норвегия
Осебергский корабль по типологии судов викингов является карвом, среднеразмерным судном, похожим на кнорр. Его длина составляет 21,58 м., а ширина 5,1 м. Мачта достигала в высотку от 8 до 10 метров. Судно имеет 15 скамей для гребцов. Таким образом, команда насчитывала 30 гребцов и могла перевозить до 30-35 человек помимо гребцов.
Осебергский корабль является наиболее сохранившимся судном Эпохи Викингов. Действительно, сохранность многих его элементов — прекрасная. Также в погребение в Осеберге сохранилось множество погребальных даров, даже фрагмент гобелена.
В погребальной камере корабля были обнаружены останки двух женщин. Одной было около 80 лет, она сильно страдала от артрита. Второй женщине было около 50-53 лет. Судя по состоянию зубов, она пользовалась металлической зубочисткой — признак богатства. Благодаря генетическому анализу известно, что более молодая женщина была родом из Понта, Каспия или Ирана. Вторая женщина родилась в Агдере, Норвегия. Это, совместно с датировкой погребения позволило считать, что в погребении лежит королева Аса, полумифическая мать Хальфдана Чёрного и бабушка Харальда Хорфагера. Однако, есть версия и о том, что женщина была вёльвой или шаманкой. В любом случае, это погребение было очень богатым.
Шест со звериной головой, найденный в погребении Осеберга. Назначение шеста неизвестно
Среди погребальных подношений найдены останки 14 лошадей, одного быка и трёх собак. Также там находились богато украшенные сани с телегой, деревянный ларь, украшенное латунью и эмалью ведро из тиса, шерстяную одежду, рулоны шёлка, гобелены, инструменты для ведения дома и сельского хозяйства.
В 2014 году реплика Осебергского корабля под названием Saga Oseberg проделала путь от Тэнсберга до Фэрдера, разогнавшись до скорости в 10 узлов (~18,5 км/ч).
ТЮНСКИЙ КОРАБЛЬ
Одной из самых ранних находок является корабль из Тюны. Он был обнаружен в 1867 году, когда Корабельный Курган (Båthaugen), близ фермы Хауген (Курагн, норв. Haugen), что на острове Рульвсой, обрушился и обнажил останки судна. Раскопками занялся археолог Олуф Рюг.
Как и Осебергский корабль, Тюнское судно является карвом. Он был в очень плохом состоянии, вдобавок серьёзно повреждён при раскопках. Нос и корма судна сгнили, как и мачта. Погребальная камера сохранилась плохо. Погребальный инвентарь крайне скудный, судя по всему, был разграблен — не случайно курган в народе был известен как Корабельный.
Тюнский корабль в Viking Ship Museum в Осло, Норвегия
Некоторые предметы были похищены уже во время раскопок, некоторые уничтожены по неосторожности. В погребальной камере были найдены останки мужчины, похороненного вместе с оружием и тремя лошадьми.
Погребение датировано примерно 900 годом. Корабль, построенный из дуба, имел порядка 18-22 метров в длину, и 4,35 м. в ширину. По оценкам исследователей на корабле было место 11 или 12 пар гребцов. Судно могло перевозить около 40 людей, считая гребцов. Карв был мореходным до того, как был превращён в могилу, но вряд ли перевозил большие грузы. Он был довольно быстроходным и, скорее всего, он был предназначен для перевозки небольших но дорогих товаров или же быстрой переброски войск.
СКУЛЬДЕЛЕВСКИЕ КОРАБЛИ
В 1962 году в 20 км. к северу от Роскильде, Дания, были обнаружены сразу 6 кораблей. Все их использовали в военных целях. Судя по всему, их затопили чтобы предотвратить атаки с моря — известный тактический манёвр. Естественно, в кораблях из Скульделева нет погребальных подношений и человеческих останков. Они интересны тем, что демонстрируют типологическое разнообразие флота Эпохи Викингов.
Все 6 кораблей датированы 11 веком. Сейчас их оставы экспонируются в Viking Ship Museum in Roskilde.
Skuldelev 1 был небольшим торговым судном, вероятно кнорром, рассчитанным на 6-8 гребцов. Как показал анализ древесины, он был построен из красной сосны в Согнефьорде, Норвегия, около 1030 года и ремонтировался вставками из дуба и липы в Осло и Дании. Его длина составляла 16 м., ширина 4,8 м. Используя 4 весла и подняв парус, данный кнорр мог развивать скорость до 13 узлов (~24 км/ч). Судно воспроизведено музеем в копии под именем Ottar.
Skuldelev 2 представляет собой скейд (ON skeið, бегущий), большой военный корабль. Изучение древесины показало, что он был построен в Дублине около 1042 года. При длине чуть менее 30 м. и ширине в 3,8 м., этот скейд мог нести до 80 человек из которых 60 было гребцами. Используя все 60 вёсел, судно развивало скорость до 15 узлов (~28 км/ч), а под поднятыми парусами скорость была ещё выше. Его реконструированная копия, Sea Stallion from Glendalough, в течение 2007-2008 года совершила плавание из Роскильде в Дублин и обратно.
Skuldelev 3 — это образец небольшого торгового судна, бюрдинга. При длине в 14 м. и ширине в 3,8 м. судно могло нести груз весом до 5 тонн. Его команда насчитывала всего 5-8 человек и на полной скорости этот бюрдинг мог идти со скоростью до 10 узлов. В Роскильде была построена его реплика — Roar Ege.
Skuldelev 5 — это типичная снекья (ON snekkja, тонкая) — малый боевой корабль. Длинна этой снекьи составляла 17,3 м., а ширина 2,5 м., что намного уже чем все выше описанные суда — из-за такой конфигурации этот тип кораблей и получил своё название. На борту это судно могло нести до 30 человек. Состав древесины оказался смешанным. Для строительства использовались дуб, сосна, ясень и ольха. Судно было спущено на воду в районе Роскильде около 1030 года. Оно было приспособлено для хождения по мелким водам Балтики и датского побережья. Во время эксплуатации Skuldelev 5 часто подвергался ремонтам. На верхних планках бортов есть отверстия для крепления щитов. Корабль развивал скорость от 7 до 15 узлов (~13-28 км/ч). Существует две копии этого судна; Helge Ask в Роскильде, Дания и Sebbe Als, собранный в Аугустенборге, Дания в 1969 году.
Skuldelev 6 самый загадочный и маленький из Скульделевских кораблей. При длине всего в 11,2 м. и ширине в 2,5 м. он не имел ни вёсел, ни мачты для паруса. Его не использовали ни для войны ни для торговли. При этом у него было хорошее водоизмещение. Анализ древесины показал, что судно было собрано из сосновых досок в Согнефьорде в 1030, как и Skuldelev 1. Возможно оно использовалось для рыбалки. Также есть вероятность, что его использовали для перевозки грузов вдоль побережья, что позволяет его классифицировать как ферье (ferje), малое грузовое судно. В 1998 году в Росикльде была построена его копия Kraka Fyr. В 2010 году создана ещё одна копия — Skjoldungen.
Большая часть затопленных кораблей были торговыми и сделанными из дешёвой сосновой древесины. Один из двух боевых кораблей, снекья, был в довольно плохом состоянии. Очевидно, что затапливали корабли не слишком большой значимости, но достаточно громоздкие чтобы затруднить проход врага.
Выше — расположение затопленных Скульделевских кораблей. На схеме отсутствует Skuldelev 4, поскольку изначально под этим номером были идентифицированы обломки Skuldelev 2.
КОРАБЛИ ИЗ САЛМЕ
В 2008 году на Эстонском побережье в Салме был обнаружен корабль Эпохи Викингов. Спустя 2 года, в 2010, рядом был найден второй, более крупный. Находка этих кораблей поставила под вопрос датировку Эпохи Викингов, поскольку, захоронение датировано 700-750 годами, что на 50-100 лет ранее знаменитого налёта викингов на Линдисфарн.
Надо сказать, что корабли были в очень плохом состоянии, на сегодняшний день есть только фото разложившихся досок на песке. Однако, в малом погребении обнаружили останки более чем 40 воинов.
Длина млаого судна составляла 11,5 м., а ширина около 2 м. Длина второго судна составляла 17 м., а ширина около 3 м. На них не было мачт и парусов.
Внутри них были обнаружены останки 42 воинов, обломков мечей различных типов, фрагменты щитов, наконечники копий и стрел. Часть предметов была умышленно повреждена, чтобы предотвратить разграбление. Борта кораблей были испещрены наконечниками стрел, что говорит о том, что группа подверглась нападению.
Большинство покойных мужчин было в возрасте от 30 до 40 лет. Анализ эмали зубов показал, что они прибыли из Швеции. В малом корабле находилось 7 покойных, в большем ещё 36.
Среди погребальных подношений были охотничьи животные: две принесённые в жертву собаки и два ястреба. Также были найдены маленький топорик, ножи, точильные камни, костяной гребень с узорами, ожерелье из когтей медведя и множество игральных костей.
Место раскопок одного из кораблей
Исследователи полагают, что некий знатный человек совершал путешествие со своей свитой из Швеции в Эстонию с дипломатическими целями, но по пути их группа подверглась атаке местных пиратов. Тем не менее, оставшимся в живых позволили похоронить павших. Либо это сделала другая группа скандинавов, нашедшая мертвые корабли.
ИТОГ
Как показывают находки, в могилы превращали, как правило, большие и дорогие корабли, построенные из дорогой древесины — дуба. При этом, их использовали по прямому назначению до погребения. Также характерно то, что эти суда редко ввязывались в сражения, поскольку на них отсутствуют следы серьёзных повреждений и ремонта. Это обстотельство дополняется источниками: во многих сагах, если только положение войска не оказывалось безнадёжным, предводители имеют шанс наблюдать за ходом битвы со стороны с борта своего корабля. В то же время, суда, которые использовались в военных целях и участвовали в сражениях были не настолько шикарными и дорогостоящими. Их редко использовали для погребений. Однако, как показывают раскопки в Салме, и они могли стать погребальными при определённых условиях.
Художественное оформление <a href="https://vk.com/publicofaldraw">Aldraw</a>
Статья взята из <a href="https://vk.com/public_ecumene">группы</a>