Авторское право для художников
___________________________________________________________________
Нарушение авторских прав — одна из самых острых и болезненных тем в художественном сообществе. К сожалению, я замечаю, что вокруг этого вопроса часто возникает путаница: люди не до конца понимают, что такое авторское право и что с ним делать.
В этой статье я хочу попытаться объяснить основные моменты, которые художнику будет полезно знать, чтобы защитить свои права. Сразу предупрежу, статья написана максимально простым языком, и я останавливаюсь только на самых важных темах, которые напрямую могут коснуться художника, так что профессиональному юристу, скорее всего, это будет неинтересно.
Осторожно, много букв и мало картинок.
Что такое авторское правоАвторское право — это совокупность прав, которыми обладает автор в отношении своего произведения. Среди них есть:
1) Право авторства — то есть право признаваться автором произведения. Это право неотчуждаемо, его нельзя передать/продать другому лицу, оно возникает у лица, создавшего произведение и ни у кого больше. Автор остается автором и через 100 лет после смерти.
2) Право на авторское имя — право использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под вымышленным именем или анонимно.
3) Право на неприкосновенность произведения — только автор может изменять свое произведение (перерисовывать, подрисовывать, стирать/добавлять подпись и т.д.) или разрешать кому-либо осуществлять такие изменения. Иными словами, без разрешения автора рисунка никакое редактирование не допускается.
4) Право на обнародование произведения — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, например, публикация у себя в социальных сетях.
5) Право на отзыв — автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.
6) Исключительное право на произведение — право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Автор может распространять, продавать отдельные экземпляры, публично показывать произведение и так далее. Исключительным правом на произведение автор может распоряжаться по своему усмотрению. Как пример, автор за плату может разрешить использовать его рисунок как фон для игры. То есть уже не автор использует свое произведение, а он передает это право другому лицу.
Теперь пара слов о том, что такое объект авторского права. Итак, объектами являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Произведения, в свою очередь, это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия конкретной форме.
То есть у произведения должна быть определенная форма (psd файл с рисунком, рисунок на листе бумаги), идея, как таковая, не признается объектом авторского права и, следовательно, охране не подлежит. Возможны такие варианты: вы придумали классную идею для рисунка и поделились ею со своими подписчиками, а один недобросовестный художник взял и нарисовал рисунок первее вас и забрал все лайки. Чисто по-человечески он не прав, но с точки зрения закона он ничего не нарушал.
Или еще история: один художник нарисовал средневековую таверну (на этом моменте многие уже поняли, о каком случае я рассказываю), и другой художник спустя некоторое время тоже нарисовал таверну. В каждой таверне есть стулья со столами, окно и барная стойка, так что неудивительно, что, когда два художника рисуют на одну и ту же тему, некоторые элементы перекликаются. До тех пор, пока не происходит явного копирования, ни о каком нарушении авторского права не может идти речи. Потому что авторское право охраняет не идею, не содержание, а форму воплощения.
Кроме того, авторские права могут распространяться на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора. С точки зрения нашего законодательства под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица.
Также надо различать исключительное право на произведение и право собственности на материальный носитель. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача прав на материальный объект не влечет передачу прав на использование произведения. Можно продать картину, но при этом не передавать покупателю права на само произведение.
Нарушение авторских правПосле того, как мы обсудили общие моменты, касающиеся авторского права, можно перейти к более волнующей теме — нарушение авторских прав, плагиат.
Такие нарушения происходят повсеместно. Вот только что с ними делать непонятно. Прежде всего, необходимо разобраться, какие вообще нарушения закона могут быть и какая за них наступает ответственность.
1) Уголовная ответственность — самая серьезная ответственность за противоправное поведение. Чтобы понять, какие правонарушения относятся к уголовным преступления достаточно открыть Уголовный кодекс и просмотреть названия статей, начиная со 105. Среди них — убийства, грабежи, продажа наркотиков и многое другое. Возможны такие наказания, как лишение свободы, штрафы, исправительные работы и т.д.
2) Административная ответственность — более легкий вид ответственности. Список административных правонарушений намного больше, чем список преступлений. Например, административным проступком будет являться переход дороги в неположенном месте, мелкое хищение на сумму не более 2500 или несвоевременная замена паспорта. Основная часть с описанием всех административных правонарушений содержится в Кодексе об административных правонарушениях.
Особенность двух этих категорий в том, что они строятся на императивном методе регулирования. То есть они основываются на четких правилах, установленных государством. За их несоблюдение следует наказание, которое, опять же, инициируется государством (можно прийти в полицию и сообщить о случившемся преступлении, и полицейские должны отреагировать на это сообщение). Потому что нарушения в административной и уголовной сферах ставят под угрозу нормальное функционирование общества, ставят в опасность других людей, и обязанность государства заключается в том, чтобы эту опасность устранить и минимизировать посредством подходящего наказания (посадить в тюрьму убийцу, выписать хулигану штраф и т.д.).
3) Гражданско-правовая ответственность — третий вид ответственности, принципиально отличающийся от двух предыдущих. Это самый распространенный вид ответственности за нарушения авторских прав(уголовная и административная ответственность за это тоже бывает, но довольно редко).
Гражданские правоотношения — диспозитивная сфера, где сторонам обычно предоставляется выбор способов поведения. Целью гражданско-правовой ответсвенности является не наказать, а, скорее, восстановить справедливость, возместить имущественные потери лицу, пострадавшему от недобросовестных действий другого лица. Но так как сфера диспозитивная, тут не будет такой жесткости, как в императивных правоотношениях, то есть стороны могут сами выбирать, как им вести себя в той или иной ситуации и как им защищать свои права.
Приведу пример. Вася взял у Пети в долг 500 рублей, написал расписку, в которой обещал вернуть деньги через месяц. Прошло полтора месяца, а Вася так ничего и не вернул. И тут Петя может выбирать, что ему делать и как решать проблему. По закону Петя может пойти в суд и потребовать вернуть деньги. Но Петя идет к Васе и говорит: «Я прощаю тебе эти 500 рублей, будем считать, что это подарок». И все, конфликт урегулирован, Петя выбрал свою линию поведения. Никто не будет наказывать Васю за то, что он не вернул деньги, несмотря на то, что он нарушил закон, потому что цель гражданских правоотношений совсем не в этом.
Еще одна важная вещь, которую необходимо помнить: защищать свое право может только то лицо, которому это право принадлежит. Некоторое время назад на просторах ВК я наткнулась на пост, в котором описывалась следующая ситуация. В одной крупной арт-группе проводился конкурс, в котором нужно было раскрасить скетч иностранного художника, вот только согласия художника, судя по всему, никто не спрашивал, а вносить изменение в произведения без согласия автора, как мы помним, незаконно. Автор поста написал в поддержку ВК, где ему ответили, что смогут отреагировать на эту ситуацию только в случае, если к ним обратится сам автор рисунка непосредственно.
Как бы ни было неприятно признавать, но агент поддержки был прав в данной ситуации и по-другому поступить не мог. Потому что распоряжаться авторскими правами может только автор (или правообладатель). В теории автор скетча, увидев творящееся в группе безобразие, мог потребовать денежную компенсацию с организаторов конкурса или, как в ситуации с Васей и Петей, простить и забыть (разрешить безвозмездное использование его рисунка), конфликт может быть урегулирован разными путями. Так или иначе, это решение остается только за автором и без его инициативы невозможно пресечение подобного рода действий.
Если вы столкнетесь с подобной ситуацией, лучшим выходом будет попытаться связаться с автором работы иобъяснить ему ситуацию. Лично у меня был такой случай, когда я в портфолио одной художницы на бехансе увидела очень знакомую работу. Оказалось, это практически точная копия работы иностранного художника, в которой были сделаны минимальные изменения (вместо рисунка солнышка на камне было сердечко). Я написала автору работы по электронной почте. Спустя несколько дней он ответил мне и сказал, что он не против, когда с его работ делают стадики (хотя это едва ли можно было назвать стадиком, когда такую работу выкладывают в портфолию без каких-либо пометок) и он просто попросил художницу указать его как автора оригинала. И такое бывает.
Что делать, когда мои авторские права нарушеныАвторские права будут считаться нарушенными, когда другое лицо:
1) Выдает вашу работу за свою.
2) Произвело полное или частичное копирование вашей работы.
3) Использовало ваше произведение без вашего согласия (за исключением воспроизведения в личных целях, например сохранило картинку к себе на компьютер).
4) Изменило вашу работу без вашего согласия.
Я перечислила, наверное, самые распространенные, но возможны и другие способы.
При обнаружении подобного нарушения у вас, как у автора произведения, есть право обратиться в суд и получить судебную защиту. К этому способу лучше всего обращаться только в крайнем случае, когда все другие уже исчерпаны, и желательно хорошенько подумать, стоит ли оно того. Как правило, этот метод будет эффективным, если вашу работу используют в коммерческих целях и есть возможность взыскать крупную сумму компенсации (например, когда ваш рисунок печатают на футболках и продают в онлайн-магазине). В таком случае, вам лучше всего будет проконсультироваться с юристом. Также желательно поискать такого юриста, который будет специализироваться именно на авторском праве, потому что это довольно специфическая сфера и в ней разбирается не так много людей (у нас в универе мы эту тему вообще не разбирали на лекциях и нам дали ее на самостоятельное изучение). В таком случае вам объяснят порядок действий, я не буду сейчас на этом останавливаться.
Лучше всего, конечно, попытаться урегулировать ситуацию мирным путем и без участия суда и просто написать лицу, которое нарушает ваши права и потребовать у него указания вашего авторства, возмещение убытков и/или прекращение действий, нарушающих ваше авторское право. К сожалению, я не могу больше дать волшебных советов, потому что это действительно тот максимум, который нам, художникам, доступен при защите наших авторских прав.
Также действенным способом является придание огласке произошедшей ситуации (публикация у себя в группе, в крупных художественных пабликах и т.д.), но это вы и без меня знаете.
ЗаключениеНадеюсь, эта статья оказалась для вас хотя бы немного полезной и вы смогли узнать что-то новое. Я попыталась собрать самую важную и нужную для художника информацию в этой статье. Конечно, остается еще много дискуссионных вопросов, связанных с авторским правом, которые я не затрагивала (например, законность фанарта), но это тот минимум, о котором я хотела рассказать сегодня.
___________________________________________________________________Подробнее
Арт-клуб,арт-клуб, артклуб,,фэндомы,Каляки-Маляки,каляки-маляки, Каляки-Маляки, Каляки маляки, ,помощь Каляк,ФлудАрт,авторское право,длиннопост,многа букаф,Школа Арт-клуба,школа артклуба, школа арт-клуба,
Да | |
|
53 (43.4%) |
Нет | |
|
11 (9.0%) |
Холодильник | |
|
58 (47.5%) |
АП это в основном про деньги, вот расстраиваются авторы (вот такие вот они) ежели кто-то на их труде начинает наживаться.
Какие бы там ни были законы на счет авторских прав - они не работают, они не удобны и не интуитвны, и лучше их поменять, чем пытаться повлиять на миллионы людей которые не понимают проблем художников.
Мудак из прошлого поста который предлагал платный "пиар" художникам за их же работы - не показатель, а исключительный мудак. Это один из редких случаев, где осел поймет что он не прав только через суд.
Но в большинстве, я считаю что оставлять ссылку на автора должно быть добровольным делом, я уже стыкался с тем, что в видео на секунду засветилась фотка косплеерши, и она уже кидает грозится страйком за нарушение авторских прав. Все-таки если ты выдаешь работу на публичный обзор - ожидай что ты потеряешь над работой контроль, просто глупо считать иначе. Многие даже не знают что шутки являются интелектальной собственностью, но комедианты никогда не ожидают что шутка останется в ихнем владении, или что кто-то другой ее не спиздит и не монетизирует ее.
я кончил
Накатал DMCA заяву. Его аккаунт убрали в течении пары дней.
Забавная деталь. Вспомнив о том случае, я ещё раз пробежал поиском по некоторым работам и нашёл несколько просто в подборках арта. Я офигел от одной из них - там подпись автора вырезали и перемещали поверх основного изображения, чтобы от неё невозможно было избавиться не получив уродливую дыру или не дорисовывая руками.
Но и резюме многие так же пишут - напизжу с три короба, а потом нагуглю. У меня так друг писал. Дал вычитать. Я сначала предложил вычеркнуть всё, что он вообще не умеет, чтобы потом не было очень неудобно, если потребуют что-то из этого выполнить. Чёркал-чёркал, но там практически ничего не осталось бы в итоге. Поэтому решено было забить.
Последний раз когда я уточнял он был продом, с тех пор ещё повышали, так что хз, может это я дурак.